
Они приветливы и вежливы, проявляют эмпатию, дают советы, как быть, привлекают к себе внимание и даже подскажут, где и как можно заработать легкие деньги. С фото на аватарах на тебя глядят улыбчивые и дружелюбные люди. Только это не живые люди, а на фотографиях — доступные в интернете изображения. Речь о сгенерированных нейросетью ботах, которые пишут комментарии в Telegram-каналах сразу после выхода поста ради охвата и виральности, чтобы привести трафик на продукт. По общему мнению пользователей и аналитиков, явление уже получило массовый характер, и среди общего числа комментов доля таких «высказываний» может составлять десятки процентов.Как технически устроен нейрокомментинг, кому он выгоден и почему это для кого-то проблема, а для кого-то — новая возможность.
В 2024 году Telegram впервые отчитался о годовой прибыли и увеличил выручку в четыре раза,
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
22 мая Financial Times со ссылкой на презентацию компании для инвесторов. В прошлом году мессенджер зафиксировал прибыль в размере $540 млн против убытка в $173 млн годом ранее, а выручка мессенджера подскочила до $1,4 млрд с $343 млн. Около половины выручки Telegram в минувшем году пришлось на доходы от «партнерств и экосистемы». Этот сегмент формируется за счет разработчиков, создающих собственные мини-приложения внутри мессенджера, например, в e-commerce и играх, отмечает FT.Во многом разработчиков в Telegram привлекает его открытость и легкая автоматизируемость. Но у каждого явления есть и обратная сторона. Например, то, что Telegram на сегодня одна из самых открытых платформ, как раз и привело к бурному развитию относительно нового вида спама — нейрокомментинга, то есть использования умных ботов на базе языковых моделей, которые научились писать как человек, подстраиваются под контекст поста в канале и участвуют в обсуждениях. Впрочем, кто-то может и не согласиться с тем, что это спам.
«Доброго времени суток»
«Работа из дома, возраст от 18 лет, 9500 рублей в день, пишите @АлинаИгоревна21». «Доброго времени суток, кому интересно получать $350 в день, пишите мне в личные +». «Нужны деньги? Проблемы с долгами? Помогу с кредитом — нужно только твое желание». Обсуждение во многих каналах в Telegram наводнили комментарии, на первый взгляд, реальных пользователей. «Утро начинается не с кофе. Надеюсь, для создателей этих гаремов и полчищ ботов найдется котел в аду погорячее», —
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
в апреле известный футбольный комментатор Дмитрий Шнякин.Нейрокомментинг не выдерживает критики по нескольким причинам. «Во-первых, масштабы этого явления растут, что дискредитирует не только отдельные каналы, но и платформу в целом. Во-вторых, пользователи часто не понимают, что имеют дело с ботами, и оказываются введены в заблуждение, подписываясь на сторонние, часто мошеннические каналы, — перечисляет директор по маркетингу «Битрикс24» Александр Вартанян. — В-третьих, владельцы каналов вынуждены тратить дополнительные ресурсы на борьбу со спамом, который мешает нормальному взаимодействию с аудиторией».
Выше приведены лишь несколько самых примитивных и коротких примеров, которые корреспондент Forbes заметил за последние пару дней блуждания по комментам в Telegram-каналах. В других случаях это были вдумчивые, длинные комментарии, как будто вполне осознанные и написанные реальным пользователем. Но первое впечатление обманчиво. «Сейчас мы наблюдаем интересный феномен: спам больше не выглядит как спам, — констатирует директор по разработке Neuro.net Мария Бых. — С развитием больших языковых моделей (LLM) появилась возможность генерировать комментарии, которые адаптируются к контексту поста, логике дискуссии и даже эмоциональному тону обсуждения. Это уже не просто «боты», а цифровые персонажи, способные имитировать реальное участие в диалоге».
Ключевое отличие нейрокомментинга от классического спама: современные ИИ-комментарии не только уникальны, но и встраиваются в обсуждение, что делает их гораздо сложнее для распознавания и модерации, продолжает Мария Бых. Нейросеть анализирует содержание поста и пишет ответ, который сохраняет контекст и тональность обсуждаемой темы, размышляет бизнес-консультант по маркетингу Сергей Даньшов. «В итоге получается реплика, неотличимая на первый взгляд от комментария живого подписчика. Именно за счет AI такие боты обретают «интеллект»: старые спам-боты ограничивались примитивными шаблонами, а новые умеют подстроиться под любую тему», — делится наблюдениями он.
Если говорить о масштабах и рисках, то, по данным открытых мониторингов, в русскоязычном сегменте Telegram в каналах с аудиторией более 100 000 подписчиков примерно 12% комментариев сгенерированы AI, оценивает генеральный директор Motive agency&production Сергей Житинец. «В нишах криптовалют и инвестиций — и вовсе до 25%, — продолжает он. — Настораживает эффект «размывания границ» между спамом и полезным контентом. Боты быстро учатся имитировать эмоции: выражают возмущение, высказывают слова поддержки, чтобы раскачивать реакции реальных пользователей».
«В профессиональных и экспертных каналах до 10-15% комментариев может генерироваться таким образом. Это создает новые вызовы для модерации, ведь удалить бота без явных признаков спама сложно», — согласна основатель и CEO агентства MORE marketing Марина Перминова. В каналах с тематикой «финансы», «технологии», «спорт» такие боты встречаются чаще, делится наблюдениями руководитель направления AI red_mad_robot Валерий Ковальский: их доля может достигать 20% от всех комментирующих.
Сегодня подобных ботов замечают даже в нишевых пабликах от 1000 подписчиков. Технологии стали доступнее, а вход в рынок — дешевле, считает Даньшов. Феномен уже стал массовым, особенно в каналах про бизнес, крипту, маркетинг и психологию, то есть там, где целевая аудитория — «платежеспособные» пользователи, готовые покупать курсы, консультации или какие-то инсайды, говорит СЕО Calltouch Артур Саркисян. «Один из свежих примеров — массовое обсуждение «нейросетевых учеников», где якобы живые люди пишут восторженные отзывы под постами учителей. Часть этих «учеников» — вполне вероятно, сгенерированные аккаунты с LLM на борту», — продолжает он.
Как это устроено технически
Алгоритм достаточно прост, поясняет сооснователь Hints и CRMChat Глеб Левин: создается бот, программируется его реакция на конкретные ключевые слова и добавление в определенные группы. «Прописывается промпт: «Прочитай комментарий, на его основании напиши свой и предложи вот этот товар». Хотя на первый взгляд может показаться, что каналы для рассылки выбирают вслепую, есть несколько принципов отбора, которые постоянно эволюционируют, — продолжает он. — Как правило, выбираются открытые, публичные Telegram-каналы и группы, где разрешены комментарии. Или каналы, по которым уже есть информация — то есть данные по ним были спарсены заранее».API Telegram позволяет использовать внешние приложения для коммуникации с другими пользователями — можно даже создать свой неофициальный клиент мессенджера, в который также можно интегрировать внешние сервисы, добавляет источник в одной из компаний — разработчиков нейросетей.
По словам источника в крупной российской IT-компании, для создания ботов используют генеративные языковые модели типа GPT (Generative Pre-trained Transformer) небольшого размера, обычно в диапазоне от 1 млрд до 3 млрд параметров. Эти модели обладают достаточной мощностью для обработки естественного языка, при этом могут выполняться на недорогих GPU, арендованных в дата-центре или облаке, говорит он. «Коммерческие модели вроде ChatGPT или Claude для ботов скорее не применяются из-за высокой стоимости, так как она пропорциональна числу обработанных токенов (длине текста). Разработчики ботов не занимаются обучением моделей с нуля, так как это требует значительных вычислительных ресурсов и времени, — рассуждает собеседник Forbes. — Вместо этого они используют уже готовые и предварительно обученные модели с открытыми весами, опубликованные на платформах вроде Hugging Face и Github. Затем разработчики подбирают подходящие промпты и создают Telegram-бота, который обращается к модели с нужным промптом, генерирует ответ и пишет комментарии».
Это может быть сделано буквально на коленке за пару дней, исходники таких решений уже выложены на GitHub, указывает Артур Саркисян: «На кастомизацию — от недель до месяца, в зависимости от задач». Один бот, настроенный на нейрокомментинг, способен ежедневно оставлять до 3500 комментариев и быть подписчиком сразу 1000 каналов, охватывая самые разнообразные тематики, приводит данные ZennoClub руководитель интегрированных коммуникаций в коммуникационном агентстве Lampa Екатерина Петрова.
Зачастую для таких ботов берут недорогие модели, например Llama, Qwen, Mistral, рассказывает Валерий Ковальский. Запустить и поддерживать работу бота обходится примерно в $50-100 в месяц, оценивает он: «Можно за относительно небольшие деньги собрать целую «армию» ботов». Такие же цифры приводит Саркисян. Уже сейчас, по его словам, можно найти SaaS-сервисы, которые предлагают «комментаторов на базе нейросетей» по подписке. «Это дешевле, чем нанять живого SMM-щика, и работает круглосуточно. Что важно — тренд только усиливается. LLM становятся дешевле, open source моделей все больше, Telegram остается одной из самых «открытых» платформ», — говорит Саркисян.
Алгоритмы Telegram также мониторят активное использование таких ботов, поэтому их разработчики специально эмулируют использование аккаунта живым человеком для обхода модерации — например, не публикуют несколько сообщений в разных каналах одновременно и не постят комментарий к посту сразу. Сперва нужно выждать время, эквивалентное тому, чтобы прочитать сообщения, рассуждает источник в одной из компаний — разработчиков нейросетей.
Кому это нужно и зачем
Многие ошибочно полагают, что такие боты нужны владельцам каналов для имитации активности. Но на самом деле именно они становятся жертвами, замечает Александр Вартанян. По его словам, главная цель ботов — переманивать подписчиков из одних каналов в другие. Ожидается, что читатели увидят комментарий от аккаунта с броской аватаркой и ником, откроют профиль и в итоге подпишутся на чужой канал.Этот метод стал особенно популярен на фоне резкого роста конкуренции в Telegram. Сегодня мессенджер превратился в «интернет в интернете» — отдельную экосистему с собственной экономикой внимания, рассуждает Вартанян, борьба за подписчиков, просмотры и вовлеченность достигла невиданных ранее масштабов.
Это и неудивительно, если анализировать темпы роста базы Telegram. Платформа, совмещающая в себе функции мессенджера и социальной сети, продолжает набирать аудиторию как во всем мире, так и в России в частности. В марте 2025 года его основатель Павел Дуров
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
о более чем 1 млрд активных пользователей Telegram в месяц, чья вовлеченность только растет: в среднем они открывают Telegram 21 раз в день и проводят в приложении 41 минуту. В России сервис, согласно апрельским
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Mediascope, по месячному охвату с показателем в 90,5 млн пользователей уступает среди интернет-ресурсов только WhatsApp и «ВКонтакте», у которых 97,4 млн и 93,8 млн пользователей соответственно. По среднедневному охвату Telegram с показателем 68,3 млн пользователей и вовсе уже второй после WhatsApp.Всего за последние пару лет Telegram стал ключевой площадкой для бизнеса, СМИ и инфлюенсеров, что привело к взрывному росту стоимости рекламы, отмечает Александр Вартанян. «Сейчас цена привлечения одного подписчика классическими методами варьируется от 300 до 1000 рублей — в зависимости от тематики и целевой аудитории, — продолжает он. — На этом фоне нейрокомментинг предлагает дешевую альтернативу: создание такого бота обходится в десятки тысяч рублей единоразово, после чего он может работать автономно, привлекая подписчиков за копейки по сравнению с традиционными методами продвижения».
Кроме технической инфраструктуры требуется и подготовка каждого аккаунта, говорит Даньшов. «Чтобы он не выглядел как пустышка и не вызывал подозрений, его «очеловечивают»: добавляют аватар, придумывают имя, заполняют описание и, как правило, вставляют туда ссылку на посадочную страницу или иной лид-магнит. Это позволяет не только обойти модерацию, но и конвертировать внимание в целевое действие — подписку, заявку или переход по ссылке», — заключает эксперт.
Кто и зачем запускает «говорящих» ботов? Разработчик чат-ботов в Telegram с «Профи.ру» Богдан Анциферов выделяет четыре группы заинтересованных в таком инструменте:
- серые SMM‑агентства и «продажники». «Им нужна автоматическая воронка: бот оставляет осмысленный комментарий, собирает реакции и тихо уводит аудиторию в личные сообщения или на лендинг»;
- арбитражники (то есть те, кто перепродает трафик), гэмблинг‑ и крипто-офферы. «Их цель — массовый клик‑аут по партнерским ссылкам. Такие боты живут несколько дней, меняют аватарки, но пишут как живые, потому что текст генерируется LLM»;
- политтехнологи и инфлюенс‑операторы. «Им важен фон мнений: десяток «согласных» в треде заставляет колеблющихся читателей думать, что все так считают. OpenAI уже ловил сети, где ChatGPT генерировал такую политическую подсветку»;
- киберкриминал. «Под безобидным комментарием прячется фишинговая ссылка, APK (Android Package Kit, установочный пакет для приложений в Android) или дроппер (программа, которая несанкционированно и скрытно от пользователя устанавливает на компьютер другие вредоносный софт). Чем правдоподобнее текст, тем выше CTR (click-through rate, коэффициент кликабельности)».
Если посмотреть на историю развития технологий, то можно заметить, что индустрии, связанные с контентом для взрослых, часто выступали в роли «пионеров» освоения новых ниш, рассуждает управляющий партнер инвестиционного бутика AD2X Виталий Герко. «Вспомните VHS-кассеты, развитие стриминга и онлайн-платежей, — продолжает он. — Именно этот сегмент задавал темп, двигаясь туда, куда не решались или не могли зайти из-за регуляторных ограничений другие игроки. Сегодня такой же тренд наблюдается и c ИИ. Индустрия продажи доступа к контенту для взрослых снова впереди».
Война ботов и фильтров
Активность «спамометов» привела к тому, что на рынке связанных с Telegram услуг появились боты, которые позволяют оперативно удалять из ленты такие нейрокомментарии. Эти инструменты также платные, но многие владельцы Telegram-каналов идут на такие затраты, потому что удалять вручную сообщения от нейрокомментаторов все сложнее — их становится все больше из-за повышения доступности услуги, рассказывает ведущий аналитик департамента защиты от цифровых рисков Digital Risk Protection компании F6 Евгений Егоров.В качестве еще одного варианта Александр Вартанян приводит настройку ограничений, например разрешение комментирования только для подписчиков или проверенных пользователей. Именно так и поступила автор блога «О бизнесе в Telegram» Анна Шамардина (более 48 000 подписчиков). «Фильтр по словам не работал, так как в комментариях не было мата и прочих стоп-слов. Но вот на аватарах ботов были голые задницы (за что мы их называли «шлюхоботами»), —
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
она. — Но, к сожалению, пока в ТГ нет готового софта, который бы такое распознавал по аватару. В итоге я настроила бота, чтобы каждый новый пользователь проходил проверку нажатием на кнопку. И вроде бы все отлично работает».Любопытно, что при этом некоторые каналы намеренно не удаляют такие спам-сообщения, поскольку так или иначе они инициируют диалог и, по сути, поддерживают активность в канале, замечает источник в одной из компаний — разработчиков нейросетей.
Будущее нейрокомментинга
Явление только вступает в эпоху своего расцвета, уверены аналитики. В 2026 году до 40% дискуссий в соцсетях будут инициироваться ботами, прогнозирует Сергей Житинец. Ключевой вызов — сохранение доверия к цифровым коммуникациям без подавления полезных AI-инструментов, например чатов поддержки и прочих сервисных функций, считает он.С развитием ИИ боты станут умнее: более сложные мультимодальные модели смогут анализировать не только текст, но и картинки с видео, размышляет Александр Вартанян: «Они станут давать более содержательные ответы, что усложнит их обнаружение». Законодательство не регулирует этот вид спама, и основная надежда, по его мнению, — на сами платформы, которые со временем неминуемо ужесточат контроль. Пока площадка не внедрит жесткую верификацию и детекцию синтетического текста, эти боты останутся почти неотличимыми от реальных людей и будут задавать тон многим публичным дискуссиям, согласен Богдан Анциферов.
При этом спам-боты будут эволюционировать, появятся новые формы нативной рекламы, уверен Виталий Герко: «Будет прорывом, если в нужный момент при обсуждении нужной темы пользователь получит релевантный комментарий с релевантным товаром». По сути, нейросеть стала самостоятельной воронкой: она и трафик через комментарии привлечет, и пользователя прогреет, и на оплату выведет — без участия человека, считает диджитал-маркетолог, эксперт в автоматизации бизнес-процессов с внедрением AI-инструментов Роман Шаверский. Следующий, по его мнению, этап — интеграция с видео, голосами, персонализированными ответами: «Но и уже сейчас это не будущее, а реальный инструмент для бизнеса».
Если раньше спам был про крики и агрессию, то теперь он — про эмпатию и вовлечение, размышляет Артур Саркисян. «Новое поколение ботов не нарушает правила напрямую. Оно адаптируется, читает контекст и действует почти как человек. Именно поэтому такие боты становятся частью среды, а не ее помехой. Это не просто эволюция спама — это уже почти новый жанр цифрового маркетинга», — заключает он.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация