Полезные знания Что за разговор: как устроен нейрокомментинг в Telegram-каналах

Ralhf

Модератор
Команда форума
Модератор
Private Club
Регистрация
8/3/17
Сообщения
7.295
Репутация
7.384
Реакции
20.935
USD
0
Депозит
42 рублей
Сделок через гаранта
1
1748344336746.png

Они приветливы и вежливы, проявляют эмпатию, дают советы, как быть, привлекают к себе внимание и даже подскажут, где и как можно заработать легкие деньги. С фото на аватарах на тебя глядят улыбчивые и дружелюбные люди. Только это не живые люди, а на фотографиях — доступные в интернете изображения. Речь о сгенерированных нейросетью ботах, которые пишут комментарии в Telegram-каналах сразу после выхода поста ради охвата и виральности, чтобы привести трафик на продукт. По общему мнению пользователей и аналитиков, явление уже получило массовый характер, и среди общего числа комментов доля таких «высказываний» может составлять десятки процентов.Как технически устроен нейрокомментинг, кому он выгоден и почему это для кого-то проблема, а для кого-то — новая возможность.

В 2024 году Telegram впервые отчитался о годовой прибыли и увеличил выручку в четыре раза, 22 мая Financial Times со ссылкой на презентацию компании для инвесторов. В прошлом году мессенджер зафиксировал прибыль в размере $540 млн против убытка в $173 млн годом ранее, а выручка мессенджера подскочила до $1,4 млрд с $343 млн. Около половины выручки Telegram в минувшем году пришлось на доходы от «партнерств и экосистемы». Этот сегмент формируется за счет разработчиков, создающих собственные мини-приложения внутри мессенджера, например, в e-commerce и играх, отмечает FT.

Во многом разработчиков в Telegram привлекает его открытость и легкая автоматизируемость. Но у каждого явления есть и обратная сторона. Например, то, что Telegram на сегодня одна из самых открытых платформ, как раз и привело к бурному развитию относительно нового вида спама — нейрокомментинга, то есть использования умных ботов на базе языковых моделей, которые научились писать как человек, подстраиваются под контекст поста в канале и участвуют в обсуждениях. Впрочем, кто-то может и не согласиться с тем, что это спам.

«Доброго времени суток»​

«Работа из дома, возраст от 18 лет, 9500 рублей в день, пишите @АлинаИгоревна21». «Доброго времени суток, кому интересно получать $350 в день, пишите мне в личные +». «Нужны деньги? Проблемы с долгами? Помогу с кредитом — нужно только твое желание». Обсуждение во многих каналах в Telegram наводнили комментарии, на первый взгляд, реальных пользователей. «Утро начинается не с кофе. Надеюсь, для создателей этих гаремов и полчищ ботов найдется котел в аду погорячее», — в апреле известный футбольный комментатор Дмитрий Шнякин.

Нейрокомментинг не выдерживает критики по нескольким причинам. «Во-первых, масштабы этого явления растут, что дискредитирует не только отдельные каналы, но и платформу в целом. Во-вторых, пользователи часто не понимают, что имеют дело с ботами, и оказываются введены в заблуждение, подписываясь на сторонние, часто мошеннические каналы, — перечисляет директор по маркетингу «Битрикс24» Александр Вартанян. — В-третьих, владельцы каналов вынуждены тратить дополнительные ресурсы на борьбу со спамом, который мешает нормальному взаимодействию с аудиторией».

Выше приведены лишь несколько самых примитивных и коротких примеров, которые корреспондент Forbes заметил за последние пару дней блуждания по комментам в Telegram-каналах. В других случаях это были вдумчивые, длинные комментарии, как будто вполне осознанные и написанные реальным пользователем. Но первое впечатление обманчиво. «Сейчас мы наблюдаем интересный феномен: спам больше не выглядит как спам, — констатирует директор по разработке Neuro.net Мария Бых. — С развитием больших языковых моделей (LLM) появилась возможность генерировать комментарии, которые адаптируются к контексту поста, логике дискуссии и даже эмоциональному тону обсуждения. Это уже не просто «боты», а цифровые персонажи, способные имитировать реальное участие в диалоге».

Ключевое отличие нейрокомментинга от классического спама: современные ИИ-комментарии не только уникальны, но и встраиваются в обсуждение, что делает их гораздо сложнее для распознавания и модерации, продолжает Мария Бых. Нейросеть анализирует содержание поста и пишет ответ, который сохраняет контекст и тональность обсуждаемой темы, размышляет бизнес-консультант по маркетингу Сергей Даньшов. «В итоге получается реплика, неотличимая на первый взгляд от комментария живого подписчика. Именно за счет AI такие боты обретают «интеллект»: старые спам-боты ограничивались примитивными шаблонами, а новые умеют подстроиться под любую тему», — делится наблюдениями он.

Если говорить о масштабах и рисках, то, по данным открытых мониторингов, в русскоязычном сегменте Telegram в каналах с аудиторией более 100 000 подписчиков примерно 12% комментариев сгенерированы AI, оценивает генеральный директор Motive agency&production Сергей Житинец. «В нишах криптовалют и инвестиций — и вовсе до 25%, — продолжает он. — Настораживает эффект «‎размывания границ» между спамом и полезным контентом. Боты быстро учатся имитировать эмоции: выражают возмущение, высказывают слова поддержки, чтобы раскачивать реакции реальных пользователей».

«В профессиональных и экспертных каналах до 10-15% комментариев может генерироваться таким образом. Это создает новые вызовы для модерации, ведь удалить бота без явных признаков спама сложно», — согласна основатель и CEO агентства MORE marketing Марина Перминова. В каналах с тематикой «финансы», «технологии», «спорт» такие боты встречаются чаще, делится наблюдениями руководитель направления AI red_mad_robot Валерий Ковальский: их доля может достигать 20% от всех комментирующих.


Сегодня подобных ботов замечают даже в нишевых пабликах от 1000 подписчиков. Технологии стали доступнее, а вход в рынок — дешевле, считает Даньшов. Феномен уже стал массовым, особенно в каналах про бизнес, крипту, маркетинг и психологию, то есть там, где целевая аудитория — «платежеспособные» пользователи, готовые покупать курсы, консультации или какие-то инсайды, говорит СЕО Calltouch Артур Саркисян. «Один из свежих примеров — массовое обсуждение «нейросетевых учеников», где якобы живые люди пишут восторженные отзывы под постами учителей. Часть этих «учеников» — вполне вероятно, сгенерированные аккаунты с LLM на борту», — продолжает он.

Как это устроено технически​

Алгоритм достаточно прост, поясняет сооснователь Hints и CRMChat Глеб Левин: создается бот, программируется его реакция на конкретные ключевые слова и добавление в определенные группы. «Прописывается промпт: «Прочитай комментарий, на его основании напиши свой и предложи вот этот товар». Хотя на первый взгляд может показаться, что каналы для рассылки выбирают вслепую, есть несколько принципов отбора, которые постоянно эволюционируют, — продолжает он. — Как правило, выбираются открытые, публичные Telegram-каналы и группы, где разрешены комментарии. Или каналы, по которым уже есть информация — то есть данные по ним были спарсены заранее».

API Telegram позволяет использовать внешние приложения для коммуникации с другими пользователями — можно даже создать свой неофициальный клиент мессенджера, в который также можно интегрировать внешние сервисы, добавляет источник в одной из компаний — разработчиков нейросетей.

По словам источника в крупной российской IT-компании, для создания ботов используют генеративные языковые модели типа GPT (Generative Pre-trained Transformer) небольшого размера, обычно в диапазоне от 1 млрд до 3 млрд параметров. Эти модели обладают достаточной мощностью для обработки естественного языка, при этом могут выполняться на недорогих GPU, арендованных в дата-центре или облаке, говорит он. «Коммерческие модели вроде ChatGPT или Claude для ботов скорее не применяются из-за высокой стоимости, так как она пропорциональна числу обработанных токенов (длине текста). Разработчики ботов не занимаются обучением моделей с нуля, так как это требует значительных вычислительных ресурсов и времени, — рассуждает собеседник Forbes. — Вместо этого они используют уже готовые и предварительно обученные модели с открытыми весами, опубликованные на платформах вроде Hugging Face и Github. Затем разработчики подбирают подходящие промпты и создают Telegram-бота, который обращается к модели с нужным промптом, генерирует ответ и пишет комментарии».

Это может быть сделано буквально на коленке за пару дней, исходники таких решений уже выложены на GitHub, указывает Артур Саркисян: «На кастомизацию — от недель до месяца, в зависимости от задач». Один бот, настроенный на нейрокомментинг, способен ежедневно оставлять до 3500 комментариев и быть подписчиком сразу 1000 каналов, охватывая самые разнообразные тематики, приводит данные ZennoClub руководитель интегрированных коммуникаций в коммуникационном агентстве Lampa Екатерина Петрова.

Зачастую для таких ботов берут недорогие модели, например Llama, Qwen, Mistral, рассказывает Валерий Ковальский. Запустить и поддерживать работу бота обходится примерно в $50-100 в месяц, оценивает он: «Можно за относительно небольшие деньги собрать целую «армию» ботов». Такие же цифры приводит Саркисян. Уже сейчас, по его словам, можно найти SaaS-сервисы, которые предлагают «комментаторов на базе нейросетей» по подписке. «Это дешевле, чем нанять живого SMM-щика, и работает круглосуточно. Что важно — тренд только усиливается. LLM становятся дешевле, open source моделей все больше, Telegram остается одной из самых «открытых» платформ», — говорит Саркисян.

Алгоритмы Telegram также мониторят активное использование таких ботов, поэтому их разработчики специально эмулируют использование аккаунта живым человеком для обхода модерации — например, не публикуют несколько сообщений в разных каналах одновременно и не постят комментарий к посту сразу. Сперва нужно выждать время, эквивалентное тому, чтобы прочитать сообщения, рассуждает источник в одной из компаний — разработчиков нейросетей.

Кому это нужно и зачем​

Многие ошибочно полагают, что такие боты нужны владельцам каналов для имитации активности. Но на самом деле именно они становятся жертвами, замечает Александр Вартанян. По его словам, главная цель ботов — переманивать подписчиков из одних каналов в другие. Ожидается, что читатели увидят комментарий от аккаунта с броской аватаркой и ником, откроют профиль и в итоге подпишутся на чужой канал.

Этот метод стал особенно популярен на фоне резкого роста конкуренции в Telegram. Сегодня мессенджер превратился в «интернет в интернете» — отдельную экосистему с собственной экономикой внимания, рассуждает Вартанян, борьба за подписчиков, просмотры и вовлеченность достигла невиданных ранее масштабов.

Это и неудивительно, если анализировать темпы роста базы Telegram. Платформа, совмещающая в себе функции мессенджера и социальной сети, продолжает набирать аудиторию как во всем мире, так и в России в частности. В марте 2025 года его основатель Павел Дуров о более чем 1 млрд активных пользователей Telegram в месяц, чья вовлеченность только растет: в среднем они открывают Telegram 21 раз в день и проводят в приложении 41 минуту. В России сервис, согласно апрельским Mediascope, по месячному охвату с показателем в 90,5 млн пользователей уступает среди интернет-ресурсов только WhatsApp и «ВКонтакте», у которых 97,4 млн и 93,8 млн пользователей соответственно. По среднедневному охвату Telegram с показателем 68,3 млн пользователей и вовсе уже второй после WhatsApp.

Всего за последние пару лет Telegram стал ключевой площадкой для бизнеса, СМИ и инфлюенсеров, что привело к взрывному росту стоимости рекламы, отмечает Александр Вартанян. «Сейчас цена привлечения одного подписчика классическими методами варьируется от 300 до 1000 рублей — в зависимости от тематики и целевой аудитории, — продолжает он. — На этом фоне нейрокомментинг предлагает дешевую альтернативу: создание такого бота обходится в десятки тысяч рублей единоразово, после чего он может работать автономно, привлекая подписчиков за копейки по сравнению с традиционными методами продвижения».

Кроме технической инфраструктуры требуется и подготовка каждого аккаунта, говорит Даньшов. «Чтобы он не выглядел как пустышка и не вызывал подозрений, его «очеловечивают»: добавляют аватар, придумывают имя, заполняют описание и, как правило, вставляют туда ссылку на посадочную страницу или иной лид-магнит. Это позволяет не только обойти модерацию, но и конвертировать внимание в целевое действие — подписку, заявку или переход по ссылке», — заключает эксперт.

Кто и зачем запускает «говорящих» ботов? Разработчик чат-ботов в Telegram с «Профи.ру» Богдан Анциферов выделяет четыре группы заинтересованных в таком инструменте:

  • серые SMM‑агентства и «продажники». «Им нужна автоматическая воронка: бот оставляет осмысленный комментарий, собирает реакции и тихо уводит аудиторию в личные сообщения или на лендинг»;
  • арбитражники (то есть те, кто перепродает трафик), гэмблинг‑ и крипто-офферы. «Их цель — массовый клик‑аут по партнерским ссылкам. Такие боты живут несколько дней, меняют аватарки, но пишут как живые, потому что текст генерируется LLM»;
  • политтехнологи и инфлюенс‑операторы. «Им важен фон мнений: десяток «согласных» в треде заставляет колеблющихся читателей думать, что все так считают. OpenAI уже ловил сети, где ChatGPT генерировал такую политическую подсветку»;
  • киберкриминал. «Под безобидным комментарием прячется фишинговая ссылка, APK (Android Package Kit, установочный пакет для приложений в Android) или дроппер (программа, которая несанкционированно и скрытно от пользователя устанавливает на компьютер другие вредоносный софт). Чем правдоподобнее текст, тем выше CTR (click-through rate, коэффициент кликабельности)».
«Инфоцыгане» — одни из самых активных пользователей нейрокомментинга, уверен Сергей Даньшов. Именно их боты, по его словам, часто мелькают в комментариях: улыбчивые аватарки, в имени что-то вроде «Эксперт по трафику» или «Доход без вложений», а в профиле — приглашение на вебинар или канал про миллионы без труда. Кроме того, весьма заметны и адалт-боты: например, бот с женским фото оставляет мотивационный комментарий, а ссылка в его профиле ведет на контент 18+.

Если посмотреть на историю развития технологий, то можно заметить, что индустрии, связанные с контентом для взрослых, часто выступали в роли «пионеров» освоения новых ниш, рассуждает управляющий партнер инвестиционного бутика AD2X Виталий Герко. «Вспомните VHS-кассеты, развитие стриминга и онлайн-платежей, — продолжает он. — Именно этот сегмент задавал темп, двигаясь туда, куда не решались или не могли зайти из-за регуляторных ограничений другие игроки. Сегодня такой же тренд наблюдается и c ИИ. Индустрия продажи доступа к контенту для взрослых снова впереди».

Война ботов и фильтров​

Активность «спамометов» привела к тому, что на рынке связанных с Telegram услуг появились боты, которые позволяют оперативно удалять из ленты такие нейрокомментарии. Эти инструменты также платные, но многие владельцы Telegram-каналов идут на такие затраты, потому что удалять вручную сообщения от нейрокомментаторов все сложнее — их становится все больше из-за повышения доступности услуги, рассказывает ведущий аналитик департамента защиты от цифровых рисков Digital Risk Protection компании F6 Евгений Егоров.

В качестве еще одного варианта Александр Вартанян приводит настройку ограничений, например разрешение комментирования только для подписчиков или проверенных пользователей. Именно так и поступила автор блога «О бизнесе в Telegram» Анна Шамардина (более 48 000 подписчиков). «Фильтр по словам не работал, так как в комментариях не было мата и прочих стоп-слов. Но вот на аватарах ботов были голые задницы (за что мы их называли «шлюхоботами»), — она. — Но, к сожалению, пока в ТГ нет готового софта, который бы такое распознавал по аватару. В итоге я настроила бота, чтобы каждый новый пользователь проходил проверку нажатием на кнопку. И вроде бы все отлично работает».

Любопытно, что при этом некоторые каналы намеренно не удаляют такие спам-сообщения, поскольку так или иначе они инициируют диалог и, по сути, поддерживают активность в канале, замечает источник в одной из компаний — разработчиков нейросетей.

Будущее нейрокомментинга​

Явление только вступает в эпоху своего расцвета, уверены аналитики. В 2026 году до 40% дискуссий в соцсетях будут инициироваться ботами, прогнозирует Сергей Житинец. Ключевой вызов — сохранение доверия к цифровым коммуникациям без подавления полезных AI-инструментов, например чатов поддержки и прочих сервисных функций, считает он.

С развитием ИИ боты станут умнее: более сложные мультимодальные модели смогут анализировать не только текст, но и картинки с видео, размышляет Александр Вартанян: «Они станут давать более содержательные ответы, что усложнит их обнаружение». Законодательство не регулирует этот вид спама, и основная надежда, по его мнению, — на сами платформы, которые со временем неминуемо ужесточат контроль. Пока площадка не внедрит жесткую верификацию и детекцию синтетического текста, эти боты останутся почти неотличимыми от реальных людей и будут задавать тон многим публичным дискуссиям, согласен Богдан Анциферов.

При этом спам-боты будут эволюционировать, появятся новые формы нативной рекламы, уверен Виталий Герко: «Будет прорывом, если в нужный момент при обсуждении нужной темы пользователь получит релевантный комментарий с релевантным товаром». По сути, нейросеть стала самостоятельной воронкой: она и трафик через комментарии привлечет, и пользователя прогреет, и на оплату выведет — без участия человека, считает диджитал-маркетолог, эксперт в автоматизации бизнес-процессов с внедрением AI-инструментов Роман Шаверский. Следующий, по его мнению, этап — интеграция с видео, голосами, персонализированными ответами: «Но и уже сейчас это не будущее, а реальный инструмент для бизнеса».

Если раньше спам был про крики и агрессию, то теперь он — про эмпатию и вовлечение, размышляет Артур Саркисян. «Новое поколение ботов не нарушает правила напрямую. Оно адаптируется, читает контекст и действует почти как человек. Именно поэтому такие боты становятся частью среды, а не ее помехой. Это не просто эволюция спама — это уже почти новый жанр цифрового маркетинга», — заключает он.

 
  • Теги
    нейрокомментинг телеграм
  • Назад
    Сверху Снизу