В КоАП хотят ввести понятие «лекарственного опьянения»

Законопроект о лишении водительских удостоверений за приём некоторых лекарственных препаратов принят Госдумой в первом чтении. Документом хотят ввести в КоАП новый термин — «лекарственное опьянение». Вместе с экспертами разбираемся, как будет работать нововведение, кому это принесёт пользу и когда вступит в силу новое наказание.
Оглавление
«Перечень соответствующих лекарственных препаратов будет утверждён постановлением правительства. В него могут быть включены анестетики, противоэпилептические препараты, снотворные и седативные средства и другие», — указано в сообщении ведомства.
Наказывать за лекарственное опьянение собираются по аналогии с наркотическим и алкогольным — по
Законопроект
Конституционный суд потребовал внести изменения в законодательство в связи с тем, что существуют препараты, влияющие на состояние водителя, но не попадающие под запрет. Движение документа в Госдуме началось только сейчас. При оперативном рассмотрении принять поправки, устанавливающие новый вид опьянения, могут уже осенью.
Замминистра здравоохранения Олег Салагай уже заявил, что в перечень войдут противоэпилептические лекарства и наркозные препараты. В опубликованный в мае 2024 года Минздравом список лекарств, продающихся без рецепта, после которых не стоит садиться за руль, попали такие препараты, как «Колдрекс найт» и «Колдакт», «Терафлю», «Фервекс», «Нурофен плюс», «Супрастин», «Спазмалгон» и другие популярные лекарства. Позже в Минздраве заявили, что этот список пока не устанавливает запретов.
Автоэксперт, глава центра «Пробок.нет» Александр Шумский отметил несколько странных деталей опубликованного год назад списка Минздрава. Там, например, не было некоторых препаратов, которые содержат запрещённые вещества, а также отсутствовали названия препаратов, продающихся по рецепту. При этом эксперт уверен, что новый список, который подготовит Минздрав для законопроекта по лекарственному опьянению, будет опираться именно на составленный ранее перечень.
Эксперт характеризует норму как «не самую полезную вещь», способную создать коррупционные ситуации. Например, по его словам, в период цветения берёзы аллергики принимают «Супрадин». И если водитель на вопрос инспектора об употреблении запрещённых лекарств ответит положительно, его лишат водительского удостоверения. Хотя фактически препарат при правильной дозировке влияния на вождение не оказывает.
«При этом законодатели не объявили, какие механизмы отслеживания употребления лекарств из запрещённого списка будут использоваться и существуют ли они вообще на данный момент. Принятая норма пустая, сырая и никому не нужная, создающая коррупционные ловушки и не решающая никакой из масштабных общественных и социальных проблем, которые есть», — уверен Шапарин.
Частично поддерживает такое мнение руководитель проекта «Пробок.нет» Александр Шумский. По его словам, в новом списке окажутся лекарства, лишь формально мешающие управлением автомобилем. Поэтому законопроект на данный момент может только напугать водителей.
«Необходимо формировать закрытые списки лекарств, содержащих вещества, которые однозначно нельзя принимать при управлении ТС. Законодателям необходимо пояснить, что считается “совокупностью клинических признаков опьянения”, чтобы не допустить случаев лишения прав за следовые концентрации лекарств, не влияющих на управление ТС, но влияющих на тест», — пояснил спикер.
Похожие ситуации и дискуссии, по словам Шухмана, были до принятия порога для этилового спирта — неоднократно водителей наказывали за самую минимальную концентрацию в том числе эндогенного спирта, которая вырабатывается организмом человека.
Опрошенные автоэксперты тоже считают, что такие лекарства будет полезно помечать специальным значком на упаковке. Благодаря нему водитель точно будет знать о возможных последствиях употребления. Григорий Шухман также допускает, что будет создан специальный онлайн-сервис, на котором водители смогут проверять лекарства на возможность приёма перед вождением.
Пока списка и сервиса проверки нет, самым лучшим способом проверить, воздействует ли препарат на реакцию и состояние, является инструкция по его применению. Как правило, там указывается противопоказание к управлению автомобилем и перечислены все побочные эффекты.
Однако как сейчас, так и тогда некоторые спикеры выразили мнение, что закон и маркировка лекарств не остановят водителей от приёма определённых лекарств. Так же считают производители медицинских препаратов, называя маркировку дополнительным бременем, повышающим стоимость продукции.
Фармацевтические компании ещё год назад усомнились в объективности перечня, который предстоит составить Минздраву, так как исследований о влиянии различных препаратов на вождение и аварийность в России просто нет. Тогда же по просьбе Журнала Авто.ру список Минздрава изучил профессор, доктор медицинских наук, нарколог Сергей Игумнов. По его словам, указанные там медикаменты вряд ли могут значительно повлиять на внимание и скорость реакции водителей, если их употребление происходит по инструкции и по назначению врача.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация

Законопроект о лишении водительских удостоверений за приём некоторых лекарственных препаратов принят Госдумой в первом чтении. Документом хотят ввести в КоАП новый термин — «лекарственное опьянение». Вместе с экспертами разбираемся, как будет работать нововведение, кому это принесёт пользу и когда вступит в силу новое наказание.
Оглавление
- Новый вид опьянения
- Какие лекарства запретят
- Минусы законопроекта
- Польза нового закона
- Как распознать опасное лекарство
- Кто поддержал закон
Что предлагает законопроект про лекарственное опьянение
Депутаты Госдумы в первом чтении приняли поправки в КоАП, которые вводят в законодательство понятие «лекарственного опьянения». Теперь водителям будет запрещено принимать не только алкоголь, а также наркотические и психотропные вещества, но и некоторые лекарственные препараты, влияющие на состояние и реакцию. В случае нарушения водителя могут лишить прав. В Госавтоинспекции уже
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
запуск в работу нового законопроекта и предрекли скорое создание списка лекарств, которые будут запрещены к употреблению для автомобилистов. «Перечень соответствующих лекарственных препаратов будет утверждён постановлением правительства. В него могут быть включены анестетики, противоэпилептические препараты, снотворные и седативные средства и другие», — указано в сообщении ведомства.
Наказывать за лекарственное опьянение собираются по аналогии с наркотическим и алкогольным — по
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
. То есть водителя смогут лишить прав на 1,5–2 года и оштрафовать на 45 000 рублей. При этом пока в законе не прописаны никакие допустимые нормы содержания лекарств (в случае, например, врачебного назначения), то есть лишение грозит за сам факт наличия чего-то запрещённого в организме. Законопроект
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
. А в 2022-м Конституционный суд установил пробел в законодательстве. Тогда он рассматривал дело водителя, неудачно заехавшего на бордюр. Прохожие, как и сотрудники ГИБДД, посчитали, что он пьян. Несмотря на отсутствие признаков опьянения в анализах, его лишили прав из-за наличия в крови габапентина и нимесулида. И районный суд, и Конституционный тогда сочли такое решение неправильным, поскольку в списке запрещённых психотропных препаратов этих лекарств нет, хотя по факту они оказывают влияние на состояние водителя. Например, габапентин назначают при эпилепсии, а этот диагноз — прямое противопоказание к вождению. При этом автомобилист мог получить права до постановки диагноза.Конституционный суд потребовал внести изменения в законодательство в связи с тем, что существуют препараты, влияющие на состояние водителя, но не попадающие под запрет. Движение документа в Госдуме началось только сейчас. При оперативном рассмотрении принять поправки, устанавливающие новый вид опьянения, могут уже осенью.
Какие именно лекарства могут оказаться под запретом и почему
Окончательный список запрещённых лекарств должен составить Минздрав, после чего правительство утвердит его постановлением. Полноценного перечня препаратов пока нет, существует только рекомендованный список медикаментов, которые не стоит употреблять за рулём.Замминистра здравоохранения Олег Салагай уже заявил, что в перечень войдут противоэпилептические лекарства и наркозные препараты. В опубликованный в мае 2024 года Минздравом список лекарств, продающихся без рецепта, после которых не стоит садиться за руль, попали такие препараты, как «Колдрекс найт» и «Колдакт», «Терафлю», «Фервекс», «Нурофен плюс», «Супрастин», «Спазмалгон» и другие популярные лекарства. Позже в Минздраве заявили, что этот список пока не устанавливает запретов.
Автоэксперт, глава центра «Пробок.нет» Александр Шумский отметил несколько странных деталей опубликованного год назад списка Минздрава. Там, например, не было некоторых препаратов, которые содержат запрещённые вещества, а также отсутствовали названия препаратов, продающихся по рецепту. При этом эксперт уверен, что новый список, который подготовит Минздрав для законопроекта по лекарственному опьянению, будет опираться именно на составленный ранее перечень.
Какие вопросы есть к новому виду опьянения
Вице-президент НАС Антон Шапарин критикует принятый Госдумой документ и считает, что сперва необходимо доказать медицинский вред запрещённых препаратов, а также ввести нормы по маркировке таких лекарств, чтобы предупреждать водителей об опасности.Эксперт характеризует норму как «не самую полезную вещь», способную создать коррупционные ситуации. Например, по его словам, в период цветения берёзы аллергики принимают «Супрадин». И если водитель на вопрос инспектора об употреблении запрещённых лекарств ответит положительно, его лишат водительского удостоверения. Хотя фактически препарат при правильной дозировке влияния на вождение не оказывает.
«При этом законодатели не объявили, какие механизмы отслеживания употребления лекарств из запрещённого списка будут использоваться и существуют ли они вообще на данный момент. Принятая норма пустая, сырая и никому не нужная, создающая коррупционные ловушки и не решающая никакой из масштабных общественных и социальных проблем, которые есть», — уверен Шапарин.
Частично поддерживает такое мнение руководитель проекта «Пробок.нет» Александр Шумский. По его словам, в новом списке окажутся лекарства, лишь формально мешающие управлением автомобилем. Поэтому законопроект на данный момент может только напугать водителей.
Зачем вообще наказывать водителей за лекарства
Автоэксперт Григорий Шухман считает, что проблема определения списка недопустимых к употреблению лекарств для водителей не потеряла актуальность с момента внесения инициативы два года назад. Даже сейчас существуют медикаменты, при применении которых результат теста на наркотики будет положительным, однако они есть в свободной продаже.«Необходимо формировать закрытые списки лекарств, содержащих вещества, которые однозначно нельзя принимать при управлении ТС. Законодателям необходимо пояснить, что считается “совокупностью клинических признаков опьянения”, чтобы не допустить случаев лишения прав за следовые концентрации лекарств, не влияющих на управление ТС, но влияющих на тест», — пояснил спикер.
Похожие ситуации и дискуссии, по словам Шухмана, были до принятия порога для этилового спирта — неоднократно водителей наказывали за самую минимальную концентрацию в том числе эндогенного спирта, которая вырабатывается организмом человека.
Как водитель сможет распознать запрещённые лекарства
Депутаты ещё не пояснили, будут ли маркироваться лекарства, внесённые в перечень запрещённых. Но многие законодатели, в том числе депутат Ярослав Нилов, просят Минздрав ввести норму по маркировке опасных для вождения препаратов по аналогии с пачками сигарет. МВД при этом поддержало идею руководителя столичной Госавтоинспекции Александра Быкова ставить заметные предупреждения об ограниченном употреблении лекарства для водителей на упаковке препаратов. Например, ярко-красные круги с перечёркнутым автомобилем.Опрошенные автоэксперты тоже считают, что такие лекарства будет полезно помечать специальным значком на упаковке. Благодаря нему водитель точно будет знать о возможных последствиях употребления. Григорий Шухман также допускает, что будет создан специальный онлайн-сервис, на котором водители смогут проверять лекарства на возможность приёма перед вождением.
Пока списка и сервиса проверки нет, самым лучшим способом проверить, воздействует ли препарат на реакцию и состояние, является инструкция по его применению. Как правило, там указывается противопоказание к управлению автомобилем и перечислены все побочные эффекты.
Как общественность отреагировала на новый закон
В Ассоциации юристов России ещё на этапе обсуждения документа поясняли, что приём запрещённых лекарств будет приравнен к алкогольному и наркотическому опьянению. В список могут попасть анестетики, противоэпилептические препараты, снотворные, седативные средства и многие другие лекарства. Председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздин, состоящий в правительственной комиссии по законопроектной деятельности, заявил, что порядок медосвидетельствования будет дополнен разделом с описанием проведения процедуры.Однако как сейчас, так и тогда некоторые спикеры выразили мнение, что закон и маркировка лекарств не остановят водителей от приёма определённых лекарств. Так же считают производители медицинских препаратов, называя маркировку дополнительным бременем, повышающим стоимость продукции.
Фармацевтические компании ещё год назад усомнились в объективности перечня, который предстоит составить Минздраву, так как исследований о влиянии различных препаратов на вождение и аварийность в России просто нет. Тогда же по просьбе Журнала Авто.ру список Минздрава изучил профессор, доктор медицинских наук, нарколог Сергей Игумнов. По его словам, указанные там медикаменты вряд ли могут значительно повлиять на внимание и скорость реакции водителей, если их употребление происходит по инструкции и по назначению врача.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация