Статья Искусство тонких касаний: чего не хватило хозяевам Домодедово для сохранения актива

Ralhf

Модератор
Команда форума
Модератор
Private Club
Регистрация
8/3/17
Сообщения
7.130
Репутация
7.384
Реакции
20.755
RUB
1.048
Депозит
42 рублей
Сделок через гаранта
1
1739256147701.png

Аэропорт Домодедово был изъят государством у его владельцев — Дмитрия Каменщика и Валерия Когана — за три дня и без какого-либо заметного скандала. По мнению социолога и генерального директора ЦСП «Платформа» Алексея Фирсова, Каменщик, когда-то задававший тон в развитии авиаперевозок, не поймал момент, когда сохранение бизнеса в России стало не менее стратегическим вопросом, чем его развитие. А сохранение — это поддержание «химии» в отношениях с властью

«Недолго музыка играла», — говорил в московском бизнес-клубе один аналитик, обсуждая стремительное изъятие аэропорта Домодедово у его владельцев. «Вообще не играла, — дополнил его собеседник. — Не успела сыграть».
Действительно, никогда еще в современной России собственность не изымалась с такой непринужденной легкостью, как в последние годы. Первые атаки на и его партнера лет 15 назад, но если раньше силовики и чиновники вязли в судебных разбирательствах, то теперь случился блицкриг (с нем. «молниеносная война» — стратегическая военная доктрина, ориентированная на достижение победы в короткие сроки. ): стремительное обращение в арбитражный суд, , , и даже за этот короткий срок успел заявление, что Домодедово как актив ему неинтересен. Мало кто сомневается, что аэропорт скоро перестанет быть частным, хотя Каменщик, по слухам, в России и намерен бороться.

Тихий передел​

Еще несколько лет назад вокруг этой истории мог бы случиться эффектный публичный скандал — медиа писали бы о нарушении сакрального права собственности, Александр Шохин в РСПП тревожно ударил бы в колокол, Financial Times выпустила бы материал о непрозрачном рынке в России. Масштаба процесс не достиг бы — для этого надо быть иностранцем не только по паспорту, но резонанс вышел бы за пределы страны. Сейчас аудитория, скорее, пожимает плечами: «Время такое, а что вы хотели?».

Конечно, при отсутствии официальных интерпретаций, есть много объяснений, почему все так вышло: сложная офшорная структура владения, которая должна была снизить риски, а на самом деле их увеличила; иностранное гражданство конечных бенефициаров и их фактическое нахождение, стратегический характер актива. На это накладывался сложный характер владельца, который, с одной стороны, фанатично предан своему детищу, на уровне микроменеджмента, чем, кстати, довольно сильно раздражал часть своих топ-менеджеров, а с другой — напрочь лишен «химии» с властью, для поддержания которой нужна масса деталей и тактических приемов.

Вроде бы функцию GR (government relations — сфера взаимодействия частного бизнеса с представителями органов власти. ) должен был выполнять , однако уровень закрытости партнеров настолько экстремален, что понять их ролевые модели со стороны невозможно. Явным дефицитом выступило отсутствие навыков публичной деятельности, которая вряд ли бы изменила финал событий, но как-то усложнила бы игру. Иметь сильную PR-службу, владея таким чувствительным активом, как Домодедово, просто необходимо — не для запоздалых реакций, а для превентивной игры на публичных инструментах. Хорошую коммуникацию недооценивают еще чаще, чем переоценивают.

Можно согласиться, что у Каменщика плохо с корпоративным «софтом»: проблемы с GR, HR и PR. Наверняка, прекрасный профессионал в области авиаперевозок, трендсеттер в прошлые десятилетия, он не поймал момент, когда сохранение бизнеса не менее стратегический вопрос, чем его развитие. А сохранение — это отношения. Просто развивать актив в позиции: «Я делаю свое дело, что вам еще нужно?», — сегодня недостаточно.

Формула отношений​

Давайте тогда поставим вопрос: а что нужно сверх этого? Ведь изъятие собственности идет по стране последние годы поступательно, системно, без особого внимания к возражениям бизнес-сообщества. Касается оно не только стратегических предприятий вроде Домодедово или , но и гостиниц ( , бывшая «Москва»), торговых домов ( ), агросектора ( ), стадионов ( ). Процесс захватывает даже вполне системных личностей, пользующихся протекцией супертяжеловесов. Сразу после владельцев Домодедово под каток бывший руководитель «Роснефти» Сергей Богданчиков со своими сахалинскими активами — человек системы без подозрений в космополитизме.

Информационное поле перенасыщено подобными кейсами, потому что в нем сошлись три потока: пересмотр приватизационных сделок 1990-х, изъятие активов у бизнесменов с «низкой гражданской ответственностью», выкуп компаний у ряда иностранных акционеров. Все вместе дает картину интенсивного передела, спровоцированного чрезвычайной ситуацией. Но объяснять его только особенностями военного времени было бы упрощением. Россия относится к числу культур с довольно конвенциональными понятиями о владении: негласный кодекс ставит предпринимателя в промежуточное положение между владельцем и управляющим. То есть ты больше, чем СЕО, но владеть крупной компанией — не то что владеть личным автомобилем или аксессуаром, здесь всегда есть доля условности. Раньше либеральные экономисты считали эту особенность временным пережитком социализма, но теперь ясно, что ее корни глубже, и бороться с этим свойством так же глупо, как пытаться стереть черные полосы у зебры.

При этом можно сформулировать критерии, которые делают предпринимателя относительно защищенным, по крайней мере, снижают его персональные риски. Первый, формальный: относительная чистота получения актива. Далее, локализация: сам владелец — и в юридической, и в физической форме — должен находиться в России, быть в зоне быстрой досягаемости. Третий: лояльность. От бизнесмена не требуют демонстративного верноподданичества, но ожидают эмпатии, а вот как ее проявлять — в этом и состоит современное искусство тонких настроек. Есть еще ряд желательных факторов: социальная активность, отсутствие демонстративного потребления. Ничего, что создает риск социального напряжения, — не будем забывать с «Башкирской содовой компанией». Все это создает ту самую «химию», которая формирует из власти и бизнеса единую экосистему. И конечно, не надо экономить на функциях, связанных с коммуникациями. Ведь в классическом определении собственность есть система отношений, а не просто вещи.

 

Ускользающая полоса: почему Дмитрий Каменщик теряет Домодедово​


1742637832106.png

В свое время Домодедово был образцовым примером преимущества частного капитала над государственным — Дмитрий Каменщик превратил самый далекий московский аэропорт в крупнейший в стране. Он лихо обогнал Шереметьево и Внуково по пассажиропотоку, а от нежданных вторжений регуляторов его защитил как-то лично Владимир Путин. Теперь Каменщика вместе с партнером (по версии следствия) Валерием Коганом обвиняют в том, что они «вторглись в экономическое пространство Российской Федерации». Столь буднично в руки государства не переходил ни один объект стоимостью более миллиарда

28 февраля 2025 года на проспекте Сахарова у здания Арбитражного суда Московской области было почти безлюдно. Дело о принудительной передаче акций «Домодедово» от частных владельцев и государству по иску Генпрокуратуры рассматривали буднично, при минимальном количестве зрителей. Арбитражный суд в принципе не самый посещаемый для групп поддержки, однако, казалось бы, дело здесь слушалось беспрецедентное.

Все в этом деле необычно: иск в арбитраж подала Генпрокуратура, которая девять лет назад, наоборот, спасла Каменщика от уголовного преследования. Аэропорт назван «стратегическим объектом», хотя на самом деле стратегические в Домодедово только взлетно-посадочные полосы, которые и так принадлежат государству. Основное обвинение на наличии дополнительных паспортов у Каменщика и Когана, из-за чего их теперь называют «иностранными инвесторами», несмотря на российское гражданство и полную политическую лояльность. Однако атака происходит невероятно тихо: ни одного ответного заявления ни от адвокатов, ни от самих собственников не последовало. Ответы на вопросы, отправленные Forbes в «Домодедово», не согласовывали более двух недель.

«Аэропорт отнимут за месяц, в этом уверены все, кроме самого Каменщика», — говорит источник, близкий к руководству компании. Другие же предпочитают молчать. «Сотрудники регулярно проходят полиграф, анонимность не спасет», — отвечает один из действующих менеджеров «Домодедово» на предложение Forbes пообщаться.

Столь буднично в руки государства не переходил ни один объект стоимостью более миллиарда.

Стратегическое поражение​

Все происходит очень быстро. В январе в «Домодедово» проводилась проверка, к таким проверкам за все эти годы давно привыкли. Но теперь по ее итогам был составлен иск, и по его формулировкам можно было понять, что отбиться будет гораздо сложнее, чем в предыдущие разы. Иск был подан сразу к 32 юридическим лицам, входящим в общий холдинг «Домодедово», и Генпрокуратура потребовала взыскать в доход государства все 100% их долей.


Согласно закону, принятому еще в 2008 году, иностранным инвесторам запрещено осуществлять виды деятельности, имеющие «стратегическое значение» для обороны страны и безопасности государства, без предварительного согласования правительственной комиссией по контролю за иностранными инвестициями. Генпрокуратура уточняет, что к таким видам деятельности относится обслуживание авиакомпаний и пассажиров, включая управление аэродромной инфраструктурой, аэропортом, пассажирским терминалом, грузовым и топливозаправочным комплексами, авиационная безопасность. Но при чем тут иностранные инвесторы?

Во-первых, в иске говорится, что Генпрокуратурой : до 2016 года по документам компания DME Limited, владевшая аэровокзальным комплексом «Домодедово», принадлежала двум гражданам острова Мэн — Джейн Элизабет Петерс (63,74%) и Шону Фергюссону Кэйрнсу (36,26%). К слову, установить это было нетрудно — информация не скрывалась, об этом даже рассказывал сам Каменщик . Затем Каменщик изменил структуру владения и стал единственным собственником. Но это не помогло. Генпрокуратура выяснила, что, помимо российского, у него есть еще и турецкий паспорт, а значит, он теперь тоже иностранный инвестор. В совладельцы записали и председателя наблюдательного совета «Домодедово» Валерия Когана, владельца израильского паспорта. Генпрокуратура установила, что Коган получал через Каменщика дивиденды — с августа 2022 по май 2023 года его доход составил более 274 млн рублей. Какая именно доля у Когана, Генпрокуратура не сообщает, а по дивидендам это определить сложно: если в 2022 году «Домодедово» получило прибыль чуть больше 6 млрд рублей, то в следующем году у аэропорта был убыток 6,8 млрд рублей.

Два источника Forbes — один бывший топ-менеджер аэропорта, другой близок к Администрации президента — уверены, что Каменщик вообще миноритарий, а основной пакет акций принадлежит Когану. Как бы то ни было, в иске фигурируют оба: теперь они считаются иностранными инвесторами, контролировавшими аэропорт без разрешения правительственной комиссии, за получением которого ответчики не обращались.

В соответствии с новой экономической политикой России перевод компании под российскую юрисдикцию в 2024 году силовики сочли созданием ложной видимости отсутствия иностранного контроля над стратегическими предприятиями. Владельцам вменяют в вину то, что они «не раскрыли перед ФАС России реальную структуру владения холдингом, скрыв статус Когана как контролирующего ГК «Домодедово» лица и сведения о его гражданстве Израиля». Правительственная комиссия согласовала переход прав на российское юрлицо DME Holding из-за того, что была «введена в заблуждение Каменщиком и Коганом».

Вишенкой на торте стало определение Генпрокуратуры, что иностранцы Коган и Каменщик следуют агрессивной политике западных государств и, чтобы нанести стратегическое поражение России, специально саботируют модернизацию инфраструктуры аэропорта, а выделяемые государством бюджетные средства расходуют бесконтрольно, «вследствие чего они похищаются». По мнению прокуратуры, под видом дивидендов в 2022–2023 годах бенефициарами на личные нужды было выведено более 600 млн рублей. Заодно прокуроры упомянули 30 млрд рублей, выплаченных обладателям еврооблигаций. Прокуратура не исключает, что речь идет не только о деньгах холдинга «Домодедово», но и о бюджетных средствах, выделенных на развитие важнейшего для страны предприятия.

По мнению главного редактора издания «АвиаПорт» Олега Пантелеева, это недвусмысленный намек на уголовное дело: «Если прокуратура говорит, что есть такие факты, но при этом не заводит дело, это недвусмысленный сигнал: если не сдашься и не сбежишь за рубеж — то суши сухари».

Причин внезапной атаки на аэропорт и ее конечных интересантов назвать никто не может. «Просто стечение обстоятельств. Давно хотели отобрать, а сейчас появилась хорошая возможность, — рассказывает источник, близкий к Администрации президента. — Владеют какие-то «некошерные» люди, нужно передать более надежным, своим». Интересно, что девять лет назад именно Генпрокуратура вытащила Дмитрия Каменщика из-под домашнего ареста.

Умная, хитрая, агрессивная​

Дмитрий Каменщик — предприниматель из 1990-х, хотя типичные бизнесмены тех лет его скорее отпугивали. Выпускник свердловского отряда «Каравелла», созданного детским писателем Владиславом Крапивиным, был мальчиком с обостренным чувством справедливости: «Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы их ни встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня». Этот девиз Каменщик учил наизусть, а после философского факультета МГУ смотрел на новых предпринимателей в спортивных костюмах свысока, называя их «экземплярами».

Но когда в самолете он встретил Антона Бакова, с которым учился в одной школе, скрепя сердце согласился работать на него (Баков тогда развивал свой авиабизнес в Домодедово): 23-летнему юноше остро нужны были деньги — был 1991 год, в карманах было пусто. «Вначале думал, что просто решу проблему средств к существованию и выйду. Но стал получать нематериальное удовольствие от работы и увлекся», — Каменщик в одном из интервью HBR. Он сначала с партнером, а потом и один начал работать экспедитором с самым удаленным от Москвы местным аэропортом — Домодедово (у него, в отличие от Внуково и Шереметьево, даже не было статуса международного).

Добившись для аэропорта международного статуса, он сколотил первые серьезные деньги на пассажирских и особенно грузовых рейсах в Китай, а все деньги вкладывал в строительство — сначала грузового, а потом и пассажирского терминала. Однако строительство терминалов — это лишь полдела. Одна только реконструкция аэропорта не заставит авиакомпании менять привычные маршруты. «Домодедово» раннего периода — быстрая, умная, хитрая, агрессивная, целеустремленная компания, весьма успешно достигающая самых невероятных целей», — рассказывает Forbes Владимир Камынин, нынешний директор авиакомпании Red Wings, работавший топ-менеджером в «Домодедово» до 2013 года.

Именно в «Домодедово» была придумана идея «Аэроэкспресса». Самому дальнему аэропорту надо было стать доступнее, поэтому организовали не просто доставку пассажиров по железной дороге, но и регистрацию на вокзале, где можно было сразу сдать багаж. Также придумали специальный маршрут — «из центра Москвы до Санкт-Петербурга за 2 часа 20 минут». Поезд прибывал за полчаса до уборки трапа, а всех пассажиров, зарегистрированных еще на Павелецком вокзале, успевали провести по fast track и посадить в самолет. Летать на северо-запад через южный аэропорт Москвы, а не привычное Шереметьево оказалось быстрее.

Отдельной задачей было убедить иностранные компании переехать из Шереметьево. Здесь использовалась гибкость и другие ноу-хау, например, Домодедово само помогало авиакомпаниям стыковаться, чтобы они могли продавать билеты с пересадкой в этом аэропорту. Фактически аэропорт работал агентом с возможностями подгонять расписания разных авиакомпаний для удобства быстрой пересадки. До сих пор никто не смог повторить эту сложную систему в России в таком масштабе, отмечает Камынин.

В 2008 году переехала немецкая Lufthansa, став 28-й зарубежной компанией из 74, к тому времени «прописанных» в Домодедово, включая крупнейшие российские — S7, «Уральские авиалинии» и «Трансаэро». И Шереметьево перестало быть первым аэропортом страны по пассажиропотоку. В погоне за объемами Каменщик не забывал об эффективности. Когда аэропорт впервые раскрыл финансовую отчетность в 2010 году, выяснилось, что «Домодедово» по EBITDA (43% выручки) обгоняет и все парижские аэропорты (33,8%), и вдвое — хаб во Франкфурте (19%). К тому времени борьба с конкурентами уже перестала быть главной битвой Каменщика: компании предстояло долгое и изнурительное противостояние с чиновниками и силовиками.

1742637976467.png
В 2023 году в Домодедове открылся новый терминал. Аэропорт стал крупнейшим в концепции under-one-roof (под одной крышей) в Восточной Европе.

У вас все заберут​

По специально построенному в Домодедово подиуму 11 июля 2016 года дефилировали девушки в коротких шортах с брендированными плакатами в виде досок для серфинга с надписью «Займитесь счастьем». Счастливой улыбкой их встречал Дмитрий Каменщик — еще не прошло и двух недель с момента его освобождения из-под домашнего ареста. Это был его первый выход в свет в костюме за полгода. До этого вся страна видела его в телевизионных новостях в куртке с капюшоном в зале суда, куда он приходил на заседания по избранию меры пресечения. Каменщику инкриминировали статью 238 (часть 3) УК РФ: «выполнение работ, не отвечающих требованиям безопасности, которые повлекли смерть двух или более лиц». Все из-за теракта, произошедшего в аэропорту в январе 2011 года, когда погибли 37 человек.

Тогда следствие было прекращено за отсутствием состава преступления, но Каменщик при этом впервые столкнулся с критикой на высшем уровне — президент Дмитрий Медведев громко требовал доложить, кто реальный владелец аэропорта. Следствию это сделать не удалось, и 18 мая 2011 года замгенпрокурора Александр Буксман публично признался, что следователи «так и не нашли ту самую последнюю матрешку, которая могла бы показать собственника аэропорта». Ровно через час после этого любопытство Медведева удовлетворил сам холдинг, разместив на Лондонской фондовой бирже специальное сообщение о том, что аэропорт контролирует председатель совета директоров Дмитрий Каменщик. Казалось, конфликт владельца Домодедово с властями может привести к вынужденной продаже аэропорта. Претендентов на крупнейший аэропорт страны с уникальной рентабельностью было достаточно. Все аналитики тогда сходились во мнении, что аэропорт должен был продаваться с существенным дисконтом. Ведь это была не первая его тяжба с государством.

Еще с 2000 года компанию пытались обвинить в контрабанде из-за перевеса в грузовых самолетах — расследование тянулось восемь лет и закончилось условными сроками для нескольких сотрудников. А в 2005 году Росимущество оспорило передачу прежнего терминала, которого на тот момент уже не существовало, на его месте был построен новый. Чиновники требовали пересмотреть приватизацию. Правда, тогда за аэропорт вступился президент Владимир Путин, наложив резолюцию: «Законы нужно соблюдать, но действия государства не должны приводить к разрушению успешно функционирующего бизнеса». Аренду по мировому соглашению пришлось повысить почти в 30 раз — с 3,2 млн в год до 92 млн рублей, но Росимущество отказалось от претензий на демонтированное советское здание. Про аэропорт временно забыли, но возобновившиеся в 2011 году проблемы с государством явно давали преимущество покупателям.

Возможными интересантами называли разных миллиардеров: партнера Аркадия Ротенберга Александра Пономарева (якобы предлагавшего $3,8 млрд), , «Альфа-Групп» и Сулеймана Керимова. Самым вероятным из них считался советник Игоря Сечина в «Роснефти» и владелец инвестгруппы Aeon . Сумма сделки оценивалась в $4,8 млрд. «Было общее мнение, что Домодедово нужно «Роснефти», — рассказывал Forbes Владислав Бородулин, тогда директор по развитию управляющей компании «Пулково». — У «Роснефти» есть очень большой авиационно-заправочный бизнес, есть заправки в Шереметьево и Домодедово. Раз есть большой интерес к заправке самолетов, логично предположить, что крупный оператор заправочного комплекса в аэропорту может позволить себе купить весь аэропорт». К тому же именно тогда начали развиваться большие корпорации, от «Базэл Аэро» до «Новопорта» Романа Троценко.

«Вы же понимаете, что средства на финансирование аэродрома выделяться не будут. Более того, у вас все заберут, — цитировал в интервью «Ведомостям» Каменщик «предложение» одного из потенциальных покупателей. — Или объединят с государственными аэропортами. Соглашайтесь на то, что предлагаем, или совершите самую большую ошибку в вашей жизни».

1742638103603.png
Дмитрий Каменщик уже 20 лет отбивает попытки государства отнять у него аэропорт Домодедово

Однако Каменщик не согласился. В 2015 году дело о теракте реанимировали, и на этот раз следствие решило, что руководство аэропорта может быть ответственным за трагедию. По делу были арестованы три бывших топ-менеджера «Домодедово», под домашний арест попал и сам Каменщик. Основная претензия заключалась в том, что «Домодедово» не выплачивал пострадавшим компенсации. «Была разыграна конструкция, что Каменщик должен помочь людям, — рассказывает Олег Пантелеев. — Появляется коллективный иск потерпевших, а в обеспечение иска должен был быть наложен арест на активы». По его словам, такая схема была разработана в интересах одного из потенциальных покупателей, хотя никто из возможных интересантов не признался в ее создании.

Каменщик решил вопрос элегантно. Был создан благотворительный фонд, который подписал мировое соглашение с представителями группы граждан. И хотя «Домодедово», как оператор аэропорта, вины не признало, холдинг щедро вложился в этот фонд, который выплатил компенсации пострадавшим. После этого исполняющий обязанности генпрокурора Александр Гуцан, пока генеральный прокурор был в отпуске, написал требование к Следственному комитету о безотлагательном прекращении уголовного преследования. Согласно Уголовно-процессуальному кодексу, решение руководителя надзорного органа является окончательным. Тогда говорили, что дело не только в компенсации, но и в силе связей Валерия Когана, создателя крупной финансово-промышленной группы «Югтрастинвест», который был главой наблюдательного совета «Домодедово».

Начальник владельца​

Коган старше Каменщика на 17 лет и легко находил общий язык с чиновниками, «решая вопросы». Как рассказывал сам Каменщик, с владельцем «Югтрастинвеста» он познакомился в 1999 году. Именно в конце 1990-х Коган стал партнером Павла Епифанова, который в 2000-м возглавил Комитет по управлению имуществом Московской области. Тогда с согласия этого комитета государственная «Администрация аэропорта Домодедово» продала структуре «Ист Лайна» Каменщика (ЗАО «Международный аэропорт Домодедово») несколько десятков объектов недвижимости. В то время Коган уделял много времени проектам, связанным с Дмитрием Каменщиком и «Домодедово», а с 2004 года стал официальным председателем наблюдательного совета.

«В нашей иерархии он старше меня и является моим начальником, который дает мне распоряжения», — объяснял Каменщик. Довольно странно слышать такое от владельца и основного бенефициара аэропорта. С середины 2000-х источники на рынке приписывали Когану долю в аэропорте, хотя сам Каменщик не раз утверждал, что он единственный владелец. Однако и сегодня в интервью Forbes источник, близкий к Администрации президента, настаивает, что Каменщик не только не единственный владелец, но вообще миноритарий. Контрольный пакет у Когана, несмотря на официальные заявления аэропорта, подтверждает другой источник в компании. Правда, другие опрошенные лица, в том числе работавшие в компании, говорят, что никогда не слышали о Когане как о владельце аэропорта.

Если Каменщик редко, но все же общается с прессой, то о Когане можно было узнавать только из светских хроник: вот он самый дорогой дом в Израиле, убранство которого оформлено в стиле «цыганского барокко», вот он самую дорогую в Израиле квартиру, а в Америке с соседями, так как они не разрешили ему построить в Гринвиче особняк площадью около 4000 кв. м. Также известно, что Коган довольно оригинально заботится о семье — например, вложил большие деньги в музыкальную карьеру сына Александра, пытаясь раскрутить его сначала в США ( тогда писал, что Коган «безуспешно пытается начать потрясающе плохую рок-карьеру с миллионами отца»), затем уже в России, где начинающий певец тоже большого успеха не снискал и пропал из виду в 2021 году после участия в патриотическом концерте «Бессмертные песни великой страны».

На свадьбе стоимостью $4 млн, которую Валерий Коган устроил для своей внучки Ирины Беленовой, пел сэр Элтон Джон, а счастья молодым желал Антонио Бандерас (правда, это не помогло, и они развелись уже через год). Коган настолько щедро тратит деньги, что это прорывается наружу, несмотря на всю его непубличность.

Как рассказывает один из бывших топ-менеджеров аэропорта, Каменщику было не по душе «решать вопросы» не юридическим путем, договариваясь с чиновниками, — этим занимался Коган. Мировое соглашение с Росимуществом, противостояние с Генпрокуратурой и Следственным комитетом, когда Каменщика посадили под домашний арест, — во всем этом также участвовал глава наблюдательного совета. «Какие-то ресурсы Когана были в этом задействованы. Возможно, не сразу», — отмечает источник.

Решая вопросы в кабинетах, Коган большого участия в повседневной жизни аэропорта не принимал — в отличие от Каменщика, который настолько глубоко проник во все сферы деятельности холдинга, что это в итоге оказалось даже губительно.

«Да пусть уже кто-нибудь нас купит»​

«Это только Каменщик и никто другой. Все сегодняшнее «Домодедово» — логичное продолжение его психотипа», — рассказывает годами работавший с Каменщиком Камынин, он называет предпринимателя «волевым человеком с высоким стремлением к полному контролю». По мнению источника, близко работавшего с Каменщиком, на аэропорте негативно сказалась модель методического управления персоналом, которую Каменщик начал внедрять с 2005 года: «У него появилась мысль, что управление нуждается в доскональном прописании процессов». Разраставшийся с каждым годом методический отдел принялся писать инструкции для всех, включая отделы продаж и маркетинга. «Это убивает таланты, убивает инициативу, риск как таковой. А если повесить эти инструкции на план увеличения продаж, который ничем не обусловлен, кроме регламента отчетности, компания приобретает инфантильный и импотентный вид, мало способный на конкуренцию», — рассказывает менеджер, на своем опыте столкнувшийся с системой Каменщика.

Сам Каменщик гордится этой методологией и не раз про нее . Cотрудники получали в качестве неизменяемой ставки всего 20% зарплаты, а остальное выплачивалось премией в зависимости от результатов. При каждом удобном случае и работники, и топ-менеджеры нещадно штрафовались. По мнению опрошенных Forbes бывших сотрудников холдинга, некоторые процессы были описаны таким образом, что исполнить их вообще или в заданные сроки было невозможно. «Это генерирует штрафы, которые можно «отбивать» с помощью апелляции. Все с этим свыклись. Это стало не столько системой контроля исполнения поручений, сколько способом зарабатывания на персонале», — рассказывает один из бывших топ-менеджеров холдинга. По его словам, у некоторых менеджеров штрафы достигали 1000% зарплаты. И после того как менеджер не выдерживал и увольнялся, поручения, а вместе с ними и штрафы «вешались» на человека, который приходил на его место. Система убила гибкость сотрудников, в том числе по отношению к клиентам.

К тому же проблем добавило то, что с годами Каменщик все больше процессов концентрировал на себе, не доверяя подчиненным. «Любое отклонение от договора повышает уровень рассмотрения все выше и выше, вплоть до Каменщика, — рассказывает бывший руководитель одного из подразделений аэропорта. — Многие концессионеры и клиенты стали жаловаться, что компания не гибкая. А система параметров и штрафов привела к тому, что люди стали делать только то, за что их могут потенциально наказать».
Отсутствие гибкости по отношению к услугам и изменению тарифной политики привело к тому, что альтернативные предложения от Внуково и Шереметьево стали несопоставимо лучше для авиакомпаний. К тому времени оба конкурента тоже отстроили свои терминалы и включились в борьбу за размещение авиакомпаний. В 2023 году «Домодедово» показал убыток 6,8 млрд рублей, в первом полугодии 2024-го его удалось сократить до 500 млн рублей. Аэропорт давно перестал быть лакомым куском, как раньше, когда был признанным лидером отрасли.

Изменилось и отношение сотрудников к Каменщику. «В 2016 году персонал горой стоял за Каменщика. Переживали, трансляции судов смотрели, были готовы идти на митинги, — говорит один из менеджеров компании. — А сейчас все ждут, когда что-то поменяется. Устали в этой системе, и как будто любое изменение — это к лучшему. Это абсолютное большинство персонала. Еще до иска прокуратуры начинались такие разговоры: да пусть уже кто-нибудь нас купит».

Рассмотрение дела по иску к Каменщику, Когану и их компаниям 28 февраля 2025 года сделали закрытым. Это не самый хороший знак. Источники в компании предполагают, что аэропорт сменит собственников довольно быстро, несмотря на мощный юридический департамент, который разросся более чем до 100 человек. Сейчас де-юре аэропорт находится под управлением Росавиации, в случае перехода холдинга в руки государства после решения суда, скорее всего, его продадут с торгов. Долг «Домодедово» превышает $800 млн. Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель поясняет, что по общему правилу ответственность по обязательствам несет само общество-заемщик. Если актив перейдет государству, оно, как акционер, будет решать вопросы долговой нагрузки.

Государство сможет требовать взыскания убытков, причиненных обществу прежним собственником или топ-менеджментом. Для этого потребуется доказать убытки, их финансовые последствия, вину ответственных лиц и причинно-следственную связь. «Убытками можно считать не только условия привлечения финансирования, но и расходование средств, включая их вывод в личных интересах. Это может послужить основанием как для иска, так и для уголовного преследования», — отмечает Учитель. Решение примет государство, учитывая не только правовые, но и политические факторы.

 

Последняя битва за Домодедово: как миллиардер Каменщик 25 лет сражается с силовиками​


Миллиардер Дмитрий Каменщик с начала 2000-х отбивает нападки на аэропорт Домодедово. В январе Генпрокуратура потребовала передать воздушную гавань государству, эта схватка для Каменщика рискует оказаться последней. Разбираемся, что происходит с единственным полностью частным аэропортом Москвы. В чем Генпрокуратура обвиняет Каменщика, почему его называют не только не единственным собственником Домодедово, но и миноритарием и как миллиардер сначала сделал из Домодедово лучший аэропорт страны, а потом превратил в неповоротливую махину



Основные слушания по иску Генпрокуратуры о передаче аэропорта Домодедово государству состоятся 14 мая. И прогноз для владельца аэропорта миллиардера не самый позитивный. Каменщику не привыкать отбиваться от чиновников и силовиков. Контроль над Домодедово он установил в конце 1990-х и с тех пор отобрать аэропорт, обвинить его сотрудников в контрабанде и даже посадить самого Каменщика пытались неоднократно. Но в этот раз на стороне Генпрокуратуры банальная статистика: за последние годы ведомоство добилось принудительного взыскания в пользу государства сотен активов, не встретив в судах особого сопротивления.

Каменщика обвиняют в том, что он контролировал аэропорт, владея паспортом не только России, но и Турции. А у главы набсовета Домодедово Валерия Когана, которого в иске тоже называют владельцем аэропорта, есть паспорт Израиля. Таким образом, Домодедово как стратегический актив оказался под контролем иностранных инвесторов. В иске содержаться и обвинения в том, что Камещик и Коган выводили за рубеж средства, выделенные на модернизацию аэропорта. А это, по мнению, главного редактора издания «АвиаПорт» Олега Пантелеева, недвусмысленный намек на уголовное дело: «Если прокуратура говорит, что есть такие факты, но при этом не заводит дело, это недвусмысленный сигнал: если не сдашься и не сбежишь за рубеж — то суши сухари».

Впрочем, по мнению социолога и генерального директора ЦСП «Платформа» Алексея Фирсова, у Каменщика и Когана есть шансы отбиться: «Ситуация с Домодедова не выглядит фатальной. Даже если посмотреть на текущую ситуацию, непонятно, кому он нужен, так по большому счету. У нас резко упал объем авиаперевозок, непонятно когда восстановиться. У нас простаивающие терминалы Шереметьево, у нас недозагрузка аэропортов».

Домодедово — в прошлом лучший аэропорт страны — переживает не лучшие времена. Еще в 2010-х государство отказалось строить здесь третью взлетно-посадочную полосу, в 2015-м обанкротилась базирующаяся в аэропорту авиакомпания «Трансаэро», после февраля 2022 года еще одна важная для авиагавани компания S7 Group сосредоточилась на развитии своего второго базового аэропорта в Новосибирске. В 2024 году пассажиропоток Домодедово составил 15,5 млн человек — это на 30% меньше, чем в допандемийном 2019-м. Убыток аэрорпорта в 2023 году составил 6,8 млрд рублей. Сказалась на аэропорте и система управления, построенная Каменщиком — решив, что каждый процесс должен быть тщательно задокументирован, миллиардер превратил некогда самый современный российский аэропорт в неповоротливую махину.

Каменщика, считает Фирсов, подвела неготовность играть по российским правилам бизнеса. Источники в окружении миллиардера не раз называли его предпринимателем европейского склада, принципиально не ищущего особых контактов с властью. «Занимать позицию «я делаю бизнес — останьте от меня» не всегда получается. Государство что-то ожидает от владельца, регион, может быть, что-то ожидает. Это поиск каких-то совместных решений, обмен какими-то ресурсами. Российский бизнес в регионах или в центре постоянно учится играть на этом сложном музыкальном инструменте под названием GR, связи с госвластью. Cам по себе собственник в России это не совсем собственник. Мы ничего не знаем про Домодедово с точки зрения какой-то социальной истории. Домодедово себя продавал как маркетинговая история. А истории корпоративного бренда и тем более социального бренда как раз нет. Только на маркетинге можно бороться за трафик, за клиентов, но все-таки не за сохранение актива», — объясняет Фирсов.

 

Суд не стал отменять запрет на выезд из России владельца Домодедово Каменщика​


Арбитражный суд Подмосковья отказался снять запрет на выезд из России владельцу аэропорта Домодедово миллиардеру Каменщику. Запрет на выезд был наложен в рамках обеспечительных мер по иску Генпрокуратуры к ГК «Домодедово»

Арбитражный суд Московской области отказал бенефициару аэропорта Домодедово миллиардеру (№62 в рейтинге Forbes, состояние $2,2 млрд), из данных в картотеке арбитражных дел.

«В иске отказать полностью», — говорится в судебном акте.

Каменщик в начале марта потребовал признать незаконным постановление суда о запрете на выезд в рамках обеспечительных мер по иску Генпрокуратуры к группе компаний «Домодедово». Заявление было принято к производству 11 марта.

Арбитражный суд также отказал в снятии запрета на выезд по заявлению , который ранее возглавлял наблюдательный совет аэропорта Домодедово.

Генпрокуратура иск к компаниям группы «Домодедово», Каменщику и Когану 28 января. Генпрокуратура потребовала взыскать в доход государства 100% долей «ДМЕ Холдинг» и признать недействительными решения о редомициляции ряда структур, входящих в контур группы. 29 января Арбитражный суд Московской области принял обеспечительные меры по иску, на имущество группы «Домодедово», а также на доли и акции в юрлицах, принадлежащие Каменщику и Когану.

По источника «Ведомостей», иск связан с тем, что, по версии Генпрокуратуры, ГК «Домодедово» находится под иностранным контролем. В иске утверждается, что Каменщик и Коган, будучи резидентами других государств, распоряжались активами стратегического предприятия и выводили его прибыль за границу, «Интефракс».

Основное заседание по иску Генпрокуратуры назначено на 14 мая.

 
  • Теги
    аэропорт домодедово
  • Назад
    Сверху Снизу