Ускользающая полоса: почему Дмитрий Каменщик теряет Домодедово
В свое время Домодедово был образцовым примером преимущества частного капитала над государственным — Дмитрий Каменщик превратил самый далекий московский аэропорт в крупнейший в стране. Он лихо обогнал Шереметьево и Внуково по пассажиропотоку, а от нежданных вторжений регуляторов его защитил как-то лично Владимир Путин. Теперь Каменщика вместе с партнером (по версии следствия) Валерием Коганом обвиняют в том, что они «вторглись в экономическое пространство Российской Федерации». Столь буднично в руки государства не переходил ни один объект стоимостью более миллиарда
28 февраля 2025 года на проспекте Сахарова у здания Арбитражного суда Московской области было почти безлюдно. Дело о принудительной передаче акций «Домодедово» от частных владельцев
и
государству по иску Генпрокуратуры рассматривали буднично, при минимальном количестве зрителей. Арбитражный суд в принципе не самый посещаемый для групп поддержки, однако, казалось бы, дело здесь слушалось беспрецедентное.
Все в этом деле необычно: иск в арбитраж подала Генпрокуратура, которая девять лет назад, наоборот, спасла Каменщика от уголовного преследования. Аэропорт назван «стратегическим объектом», хотя на самом деле стратегические в Домодедово только взлетно-посадочные полосы, которые и так принадлежат государству. Основное обвинение
на наличии дополнительных паспортов у Каменщика и Когана, из-за чего их теперь называют «иностранными инвесторами», несмотря на российское гражданство и полную политическую лояльность. Однако атака происходит невероятно тихо: ни одного ответного заявления ни от адвокатов, ни от самих собственников не последовало. Ответы на вопросы, отправленные Forbes в «Домодедово», не согласовывали более двух недель.
«Аэропорт отнимут за месяц, в этом уверены все, кроме самого Каменщика», — говорит источник, близкий к руководству компании. Другие же предпочитают молчать. «Сотрудники регулярно проходят полиграф, анонимность не спасет», — отвечает один из действующих менеджеров «Домодедово» на предложение Forbes пообщаться.
Столь буднично в руки государства не переходил ни один объект стоимостью более миллиарда.
Стратегическое поражение
Все происходит очень быстро. В январе в «Домодедово» проводилась проверка, к таким проверкам за все эти годы давно привыкли. Но теперь по ее итогам был составлен иск, и по его формулировкам можно было понять, что отбиться будет гораздо сложнее, чем в предыдущие разы. Иск был подан сразу к 32 юридическим лицам, входящим в общий холдинг «Домодедово», и Генпрокуратура потребовала взыскать в доход государства все 100% их долей.
Согласно закону, принятому еще в 2008 году, иностранным инвесторам запрещено осуществлять виды деятельности, имеющие «стратегическое значение» для обороны страны и безопасности государства, без предварительного согласования правительственной комиссией по контролю за иностранными инвестициями. Генпрокуратура уточняет, что к таким видам деятельности относится обслуживание авиакомпаний и пассажиров, включая управление аэродромной инфраструктурой, аэропортом, пассажирским терминалом, грузовым и топливозаправочным комплексами, авиационная безопасность. Но при чем тут иностранные инвесторы?
Во-первых, в иске говорится, что Генпрокуратурой
: до 2016 года по документам компания DME Limited, владевшая аэровокзальным комплексом «Домодедово», принадлежала двум гражданам острова Мэн — Джейн Элизабет Петерс (63,74%) и Шону Фергюссону Кэйрнсу (36,26%). К слову, установить это было нетрудно — информация не скрывалась, об этом даже рассказывал сам Каменщик
. Затем Каменщик изменил структуру владения и стал единственным собственником. Но это не помогло. Генпрокуратура выяснила, что, помимо российского, у него есть еще и турецкий паспорт, а значит, он теперь тоже иностранный инвестор. В совладельцы записали и председателя наблюдательного совета «Домодедово» Валерия Когана, владельца израильского паспорта. Генпрокуратура установила, что Коган получал через Каменщика дивиденды — с августа 2022 по май 2023 года его доход составил более 274 млн рублей. Какая именно доля у Когана, Генпрокуратура не сообщает, а по дивидендам это определить сложно: если в 2022 году «Домодедово» получило прибыль чуть больше 6 млрд рублей, то в следующем году у аэропорта был убыток 6,8 млрд рублей.
Два источника Forbes — один бывший топ-менеджер аэропорта, другой близок к Администрации президента — уверены, что Каменщик вообще миноритарий, а основной пакет акций принадлежит Когану. Как бы то ни было, в иске фигурируют оба: теперь они считаются иностранными инвесторами, контролировавшими аэропорт без разрешения правительственной комиссии, за получением которого ответчики не обращались.
В соответствии с новой экономической политикой России перевод компании под российскую юрисдикцию в 2024 году силовики сочли созданием ложной видимости отсутствия иностранного контроля над стратегическими предприятиями. Владельцам вменяют в вину то, что они «не раскрыли перед ФАС России реальную структуру владения холдингом, скрыв статус Когана как контролирующего ГК «Домодедово» лица и сведения о его гражданстве Израиля». Правительственная комиссия согласовала переход прав на российское юрлицо DME Holding из-за того, что была «введена в заблуждение Каменщиком и Коганом».
Вишенкой на торте стало определение Генпрокуратуры, что иностранцы Коган и Каменщик следуют агрессивной политике западных государств и, чтобы нанести стратегическое поражение России, специально саботируют модернизацию инфраструктуры аэропорта, а выделяемые государством бюджетные средства расходуют бесконтрольно, «вследствие чего они похищаются». По мнению прокуратуры, под видом дивидендов в 2022–2023 годах бенефициарами на личные нужды было выведено более 600 млн рублей. Заодно прокуроры упомянули 30 млрд рублей, выплаченных обладателям еврооблигаций. Прокуратура не исключает, что речь идет не только о деньгах холдинга «Домодедово», но и о бюджетных средствах, выделенных на развитие важнейшего для страны предприятия.
По мнению главного редактора издания «АвиаПорт» Олега Пантелеева, это недвусмысленный намек на уголовное дело: «Если прокуратура говорит, что есть такие факты, но при этом не заводит дело, это недвусмысленный сигнал: если не сдашься и не сбежишь за рубеж — то суши сухари».
Причин внезапной атаки на аэропорт и ее конечных интересантов назвать никто не может. «Просто стечение обстоятельств. Давно хотели отобрать, а сейчас появилась хорошая возможность, — рассказывает источник, близкий к Администрации президента. — Владеют какие-то «некошерные» люди, нужно передать более надежным, своим». Интересно, что девять лет назад именно Генпрокуратура вытащила Дмитрия Каменщика из-под домашнего ареста.
Умная, хитрая, агрессивная
Дмитрий Каменщик — предприниматель из 1990-х, хотя типичные бизнесмены тех лет его скорее отпугивали. Выпускник свердловского отряда «Каравелла», созданного детским писателем Владиславом Крапивиным, был мальчиком с обостренным чувством справедливости: «Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы их ни встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня». Этот девиз Каменщик учил наизусть, а после философского факультета МГУ смотрел на новых предпринимателей в спортивных костюмах свысока, называя их «экземплярами».
Но когда в самолете он встретил Антона Бакова, с которым учился в одной школе, скрепя сердце согласился работать на него (Баков тогда развивал свой авиабизнес в Домодедово): 23-летнему юноше остро нужны были деньги — был 1991 год, в карманах было пусто. «Вначале думал, что просто решу проблему средств к существованию и выйду. Но стал получать нематериальное удовольствие от работы и увлекся», —
Каменщик в одном из интервью HBR. Он сначала с партнером, а потом и один начал работать экспедитором с самым удаленным от Москвы местным аэропортом — Домодедово (у него, в отличие от Внуково и Шереметьево, даже не было статуса международного).
Добившись для аэропорта международного статуса, он сколотил первые серьезные деньги на пассажирских и особенно грузовых рейсах в Китай, а все деньги вкладывал в строительство — сначала грузового, а потом и пассажирского терминала. Однако строительство терминалов — это лишь полдела. Одна только реконструкция аэропорта не заставит авиакомпании менять привычные маршруты. «Домодедово» раннего периода — быстрая, умная, хитрая, агрессивная, целеустремленная компания, весьма успешно достигающая самых невероятных целей», — рассказывает Forbes Владимир Камынин, нынешний директор авиакомпании Red Wings, работавший топ-менеджером в «Домодедово» до 2013 года.
Именно в «Домодедово» была придумана идея «Аэроэкспресса». Самому дальнему аэропорту надо было стать доступнее, поэтому организовали не просто доставку пассажиров по железной дороге, но и регистрацию на вокзале, где можно было сразу сдать багаж. Также придумали специальный маршрут — «из центра Москвы до Санкт-Петербурга за 2 часа 20 минут». Поезд прибывал за полчаса до уборки трапа, а всех пассажиров, зарегистрированных еще на Павелецком вокзале, успевали провести по fast track и посадить в самолет. Летать на северо-запад через южный аэропорт Москвы, а не привычное Шереметьево оказалось быстрее.
Отдельной задачей было убедить иностранные компании переехать из Шереметьево. Здесь использовалась гибкость и другие ноу-хау, например, Домодедово само помогало авиакомпаниям стыковаться, чтобы они могли продавать билеты с пересадкой в этом аэропорту. Фактически аэропорт работал агентом с возможностями подгонять расписания разных авиакомпаний для удобства быстрой пересадки. До сих пор никто не смог повторить эту сложную систему в России в таком масштабе, отмечает Камынин.
В 2008 году переехала немецкая Lufthansa, став 28-й зарубежной компанией из 74, к тому времени «прописанных» в Домодедово, включая крупнейшие российские — S7, «Уральские авиалинии» и «Трансаэро». И Шереметьево перестало быть первым аэропортом страны по пассажиропотоку. В погоне за объемами Каменщик не забывал об эффективности. Когда аэропорт впервые раскрыл финансовую отчетность в 2010 году, выяснилось, что «Домодедово» по EBITDA (43% выручки) обгоняет и все парижские аэропорты (33,8%), и вдвое — хаб во Франкфурте (19%). К тому времени борьба с конкурентами уже перестала быть главной битвой Каменщика: компании предстояло долгое и изнурительное противостояние с чиновниками и силовиками.
В 2023 году в Домодедове открылся новый терминал. Аэропорт стал крупнейшим в концепции under-one-roof (под одной крышей) в Восточной Европе.
У вас все заберут
По специально построенному в Домодедово подиуму 11 июля 2016 года дефилировали девушки в коротких шортах с брендированными плакатами в виде досок для серфинга с надписью «Займитесь счастьем». Счастливой улыбкой их встречал Дмитрий Каменщик — еще не прошло и двух недель с момента его освобождения из-под домашнего ареста. Это был его первый выход в свет в костюме за полгода. До этого вся страна видела его в телевизионных новостях в куртке с капюшоном в зале суда, куда он приходил на заседания по избранию меры пресечения. Каменщику инкриминировали статью 238 (часть 3) УК РФ: «выполнение работ, не отвечающих требованиям безопасности, которые повлекли смерть двух или более лиц». Все из-за теракта, произошедшего в аэропорту в январе 2011 года, когда погибли 37 человек.
Тогда следствие было прекращено за отсутствием состава преступления, но Каменщик при этом впервые столкнулся с критикой на высшем уровне — президент Дмитрий Медведев громко требовал доложить, кто реальный владелец аэропорта. Следствию это сделать не удалось, и 18 мая 2011 года замгенпрокурора Александр Буксман публично признался, что следователи «так и не нашли ту самую последнюю матрешку, которая могла бы показать собственника аэропорта». Ровно через час после этого любопытство Медведева удовлетворил сам холдинг, разместив на Лондонской фондовой бирже специальное сообщение о том, что аэропорт контролирует председатель совета директоров Дмитрий Каменщик. Казалось, конфликт владельца Домодедово с властями может привести к вынужденной продаже аэропорта. Претендентов на крупнейший аэропорт страны с уникальной рентабельностью было достаточно. Все аналитики тогда сходились во мнении, что аэропорт должен был продаваться с существенным дисконтом. Ведь это была не первая его тяжба с государством.
Еще с 2000 года компанию пытались обвинить в контрабанде из-за перевеса в грузовых самолетах — расследование тянулось восемь лет и закончилось условными сроками для нескольких сотрудников. А в 2005 году Росимущество оспорило передачу прежнего терминала, которого на тот момент уже не существовало, на его месте был построен новый. Чиновники требовали пересмотреть приватизацию. Правда, тогда за аэропорт вступился президент Владимир Путин, наложив резолюцию: «Законы нужно соблюдать, но действия государства не должны приводить к разрушению успешно функционирующего бизнеса». Аренду по мировому соглашению пришлось повысить почти в 30 раз — с 3,2 млн в год до 92 млн рублей, но Росимущество отказалось от претензий на демонтированное советское здание. Про аэропорт временно забыли, но возобновившиеся в 2011 году проблемы с государством явно давали преимущество покупателям.
Возможными интересантами называли разных миллиардеров: партнера
Аркадия Ротенберга Александра Пономарева (якобы предлагавшего $3,8 млрд),
, «Альфа-Групп» и Сулеймана Керимова. Самым вероятным из них считался советник Игоря Сечина в «Роснефти» и владелец инвестгруппы Aeon
. Сумма сделки оценивалась в $4,8 млрд. «Было общее мнение, что Домодедово нужно «Роснефти», — рассказывал Forbes Владислав Бородулин, тогда директор по развитию управляющей компании «Пулково». — У «Роснефти» есть очень большой авиационно-заправочный бизнес, есть заправки в Шереметьево и Домодедово. Раз есть большой интерес к заправке самолетов, логично предположить, что крупный оператор заправочного комплекса в аэропорту может позволить себе купить весь аэропорт». К тому же именно тогда начали развиваться большие корпорации, от «Базэл Аэро»
до «Новопорта» Романа Троценко.
«Вы же понимаете, что средства на финансирование аэродрома выделяться не будут. Более того, у вас все заберут, — цитировал в интервью «Ведомостям» Каменщик «предложение» одного из потенциальных покупателей. — Или объединят с государственными аэропортами. Соглашайтесь на то, что предлагаем, или совершите самую большую ошибку в вашей жизни».

Дмитрий Каменщик уже 20 лет отбивает попытки государства отнять у него аэропорт Домодедово
Однако Каменщик не согласился. В 2015 году дело о теракте реанимировали, и на этот раз следствие решило, что руководство аэропорта может быть ответственным за трагедию. По делу были арестованы три бывших топ-менеджера «Домодедово», под домашний арест попал и сам Каменщик. Основная претензия заключалась в том, что «Домодедово» не выплачивал пострадавшим компенсации. «Была разыграна конструкция, что Каменщик должен помочь людям, — рассказывает Олег Пантелеев. — Появляется коллективный иск потерпевших, а в обеспечение иска должен был быть наложен арест на активы». По его словам, такая схема была разработана в интересах одного из потенциальных покупателей, хотя никто из возможных интересантов не признался в ее создании.
Каменщик решил вопрос элегантно. Был создан благотворительный фонд, который подписал мировое соглашение с представителями группы граждан. И хотя «Домодедово», как оператор аэропорта, вины не признало, холдинг щедро вложился в этот фонд, который выплатил компенсации пострадавшим. После этого исполняющий обязанности генпрокурора Александр Гуцан, пока генеральный прокурор был в отпуске, написал требование к Следственному комитету о безотлагательном прекращении уголовного преследования. Согласно Уголовно-процессуальному кодексу, решение руководителя надзорного органа является окончательным. Тогда говорили, что дело не только в компенсации, но и в силе связей Валерия Когана, создателя крупной финансово-промышленной группы «Югтрастинвест», который был главой наблюдательного совета «Домодедово».
Начальник владельца
Коган старше Каменщика на 17 лет и легко находил общий язык с чиновниками, «решая вопросы». Как рассказывал сам Каменщик, с владельцем «Югтрастинвеста» он познакомился в 1999 году. Именно в конце 1990-х Коган стал партнером Павла Епифанова, который в 2000-м возглавил Комитет по управлению имуществом Московской области. Тогда с согласия этого комитета государственная «Администрация аэропорта Домодедово» продала структуре «Ист Лайна» Каменщика (ЗАО «Международный аэропорт Домодедово») несколько десятков объектов недвижимости. В то время Коган уделял много времени проектам, связанным с Дмитрием Каменщиком и «Домодедово», а с 2004 года стал официальным председателем наблюдательного совета.
«В нашей иерархии он старше меня и является моим начальником, который дает мне распоряжения», — объяснял Каменщик. Довольно странно слышать такое от владельца и основного бенефициара аэропорта. С середины 2000-х источники на рынке приписывали Когану долю в аэропорте, хотя сам Каменщик не раз утверждал, что он единственный владелец. Однако и сегодня в интервью Forbes источник, близкий к Администрации президента, настаивает, что Каменщик не только не единственный владелец, но вообще миноритарий. Контрольный пакет у Когана, несмотря на официальные заявления аэропорта, подтверждает другой источник в компании. Правда, другие опрошенные лица, в том числе работавшие в компании, говорят, что никогда не слышали о Когане как о владельце аэропорта.
Если Каменщик редко, но все же общается с прессой, то о Когане можно было узнавать только из светских хроник: вот он
самый дорогой дом в Израиле, убранство которого оформлено в стиле «цыганского барокко», вот он
самую дорогую в Израиле квартиру, а в Америке
с соседями, так как они не разрешили ему построить в Гринвиче особняк площадью около 4000 кв. м. Также известно, что Коган довольно оригинально заботится о семье — например, вложил большие деньги в музыкальную карьеру сына Александра, пытаясь раскрутить его сначала в США (
тогда писал, что Коган «безуспешно пытается начать потрясающе плохую рок-карьеру с миллионами отца»), затем уже в России, где начинающий певец тоже большого успеха не снискал и пропал из виду в 2021 году после участия в патриотическом концерте «Бессмертные песни великой страны».
На свадьбе стоимостью $4 млн, которую Валерий Коган устроил для своей внучки Ирины Беленовой, пел сэр Элтон Джон, а счастья молодым желал Антонио Бандерас (правда, это не помогло, и они развелись уже через год). Коган настолько щедро тратит деньги, что это прорывается наружу, несмотря на всю его непубличность.
Как рассказывает один из бывших топ-менеджеров аэропорта, Каменщику было не по душе «решать вопросы» не юридическим путем, договариваясь с чиновниками, — этим занимался Коган. Мировое соглашение с Росимуществом, противостояние с Генпрокуратурой и Следственным комитетом, когда Каменщика посадили под домашний арест, — во всем этом также участвовал глава наблюдательного совета. «Какие-то ресурсы Когана были в этом задействованы. Возможно, не сразу», — отмечает источник.
Решая вопросы в кабинетах, Коган большого участия в повседневной жизни аэропорта не принимал — в отличие от Каменщика, который настолько глубоко проник во все сферы деятельности холдинга, что это в итоге оказалось даже губительно.
«Да пусть уже кто-нибудь нас купит»
«Это только Каменщик и никто другой. Все сегодняшнее «Домодедово» — логичное продолжение его психотипа», — рассказывает годами работавший с Каменщиком Камынин, он называет предпринимателя «волевым человеком с высоким стремлением к полному контролю». По мнению источника, близко работавшего с Каменщиком, на аэропорте негативно сказалась модель методического управления персоналом, которую Каменщик начал внедрять с 2005 года: «У него появилась мысль, что управление нуждается в доскональном прописании процессов». Разраставшийся с каждым годом методический отдел принялся писать инструкции для всех, включая отделы продаж и маркетинга. «Это убивает таланты, убивает инициативу, риск как таковой. А если повесить эти инструкции на план увеличения продаж, который ничем не обусловлен, кроме регламента отчетности, компания приобретает инфантильный и импотентный вид, мало способный на конкуренцию», — рассказывает менеджер, на своем опыте столкнувшийся с системой Каменщика.
Сам Каменщик гордится этой методологией и не раз про нее
. Cотрудники получали в качестве неизменяемой ставки всего 20% зарплаты, а остальное выплачивалось премией в зависимости от результатов. При каждом удобном случае и работники, и топ-менеджеры нещадно штрафовались. По мнению опрошенных Forbes бывших сотрудников холдинга, некоторые процессы были описаны таким образом, что исполнить их вообще или в заданные сроки было невозможно. «Это генерирует штрафы, которые можно «отбивать» с помощью апелляции. Все с этим свыклись. Это стало не столько системой контроля исполнения поручений, сколько способом зарабатывания на персонале», — рассказывает один из бывших топ-менеджеров холдинга. По его словам, у некоторых менеджеров штрафы достигали 1000% зарплаты. И после того как менеджер не выдерживал и увольнялся, поручения, а вместе с ними и штрафы «вешались» на человека, который приходил на его место. Система убила гибкость сотрудников, в том числе по отношению к клиентам.
К тому же проблем добавило то, что с годами Каменщик все больше процессов концентрировал на себе, не доверяя подчиненным. «Любое отклонение от договора повышает уровень рассмотрения все выше и выше, вплоть до Каменщика, — рассказывает бывший руководитель одного из подразделений аэропорта. — Многие концессионеры и клиенты стали жаловаться, что компания не гибкая. А система параметров и штрафов привела к тому, что люди стали делать только то, за что их могут потенциально наказать».
Отсутствие гибкости по отношению к услугам и изменению тарифной политики привело к тому, что альтернативные предложения от Внуково и Шереметьево стали несопоставимо лучше для авиакомпаний. К тому времени оба конкурента тоже отстроили свои терминалы и включились в борьбу за размещение авиакомпаний. В 2023 году «Домодедово» показал убыток 6,8 млрд рублей, в первом полугодии 2024-го его удалось сократить до 500 млн рублей. Аэропорт давно перестал быть лакомым куском, как раньше, когда был признанным лидером отрасли.
Изменилось и отношение сотрудников к Каменщику. «В 2016 году персонал горой стоял за Каменщика. Переживали, трансляции судов смотрели, были готовы идти на митинги, — говорит один из менеджеров компании. — А сейчас все ждут, когда что-то поменяется. Устали в этой системе, и как будто любое изменение — это к лучшему. Это абсолютное большинство персонала. Еще до иска прокуратуры начинались такие разговоры: да пусть уже кто-нибудь нас купит».
Рассмотрение дела по иску к Каменщику, Когану и их компаниям 28 февраля 2025 года сделали закрытым. Это не самый хороший знак. Источники в компании предполагают, что аэропорт сменит собственников довольно быстро, несмотря на мощный юридический департамент, который разросся более чем до 100 человек. Сейчас де-юре аэропорт находится под управлением Росавиации, в случае перехода холдинга в руки государства после решения суда, скорее всего, его продадут с торгов. Долг «Домодедово» превышает $800 млн. Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель поясняет, что по общему правилу ответственность по обязательствам несет само общество-заемщик. Если актив перейдет государству, оно, как акционер, будет решать вопросы долговой нагрузки.
Государство сможет требовать взыскания убытков, причиненных обществу прежним собственником или топ-менеджментом. Для этого потребуется доказать убытки, их финансовые последствия, вину ответственных лиц и причинно-следственную связь. «Убытками можно считать не только условия привлечения финансирования, но и расходование средств, включая их вывод в личных интересах. Это может послужить основанием как для иска, так и для уголовного преследования», — отмечает Учитель. Решение примет государство, учитывая не только правовые, но и политические факторы.