Статья «Я взял в кредит для мошенников 400 тысяч, а банк отказал в компенсации». Реальные истории жертв телефонных мошенников

Ralhf

Модератор
Команда форума
Модератор
Private Club
Регистрация
8/3/17
Сообщения
7.170
Репутация
7.384
Реакции
20.831
RUB
1.048
Депозит
42 рублей
Сделок через гаранта
1
1745404815950.png

В 2024 году кибермошенники похитили у россиян 200 млрд рублей, свидетельствуют данные МВД РФ. Это на 36% больше, чем годом ранее. Как заявил замглавы министерства Андрей Храпов, увеличение произошло в том числе за счет кредитных денег — злоумышленники убеждают своих жертв оформлять кредиты и переводить их на так называемые безопасные счета.

На примере реальных историй, произошедших с россиянами, рассказываем, какие уловки используют аферисты.

Истории жертв телефонных мошенников

«Взяла четыре кредита на 800 тысяч рублей»


«Все началось, когда я работала из дома, — рассказывает 23-летняя Варвара. – В тот день мне позвонили якобы из Почты России и сообщили о заказном письме, для получения которого мне нужно было указать адрес. Я поверила и перешла в чат-бот в Telegram, где меня попросили авторизоваться через "Госуслуги"».

Варвара ввела проверочный код и после этого начали приходить СМС-сообщения из банков с запросами на подтверждение операций.

«Я впала в панику. Не знала, что делать, и позвонила на "Госуслуги", но вместо помощи слышала лишь робота, который не мог помочь. В это время мне пришло сообщение, опять-таки якобы от "Госуслуг", с просьбой позвонить на определенные номера из-за подозрительной активности», — поделилась Варвара с Банки.ру.

Она позвонила по указанному номеру, и девушка на другом конце провода ответила, что «не знает, что делать», и перевела Варвару к другому «специалисту», предупредив, что нельзя никому рассказывать, что ее данные были утеряны.

«Она наговаривала, что на меня могут оформить кредиты, что я в большой опасности, и посоветовала консультацию от Центробанка. Я, находясь в стрессе, согласилась. Меня перевели на главного мошенника, который представился Александром из Центробанка. Он предложил продолжить общение в Telegram», — рассказала Варвара.

Мошенник начал запугивать девушку, говорить, что средства могут уйти в другую страну и тогда Варваре грозит тюремное заключение. Были и звонки с угрозами от «сотрудника ФСБ». В итоге «Александр из Центробанка» прислал выписку кредитов Варвары, где было указано, что на нее оформлены четыре займа, и чтобы эти деньги не дошли до преступников, их надо перекрыть другими кредитами.

Варвара поверила и оформила четыре кредита на общую сумму 800 тысяч рублей. После чего злоумышленники даже прислали поддельный документ о том, что ее задолженности погашены. Разумеется, это было неправдой.

Девушка написала заявление в МВД и обратилась в банки. Сейчас ведется поиск мошенников. В финансовых организациях приняли апелляции, но о возврате средств речи не идет — Варвара должна вернуть кредиты.

«Потеряла 500 тысяч рублей»

Похожая история произошла с 28-летней Анастасией. Ей тоже позвонили якобы из Почты России и попросили авторизоваться через бот в Telegram, чтобы получить письмо от налоговой.

«Для меня письма от налоговой очень важны, поскольку я индивидуальный предприниматель. Поэтому я решила пройти авторизацию, она внешне была через виджет "Госуслуг". Я ввела туда свои данные, после чего на телефон посыпались сообщения с кодами подтверждения от разных банков. Затем с левого аккаунта "Госуслуг" в мессенджере пришло сообщение о том, что мой аккаунт взломан и мне надо обратиться по указанному номеру. И тут я сделала еще одну ошибку — позвонила по этому номеру», — признается девушка.

Во время разговора ей дали номер якобы специалиста из Центробанка. Он объяснил, какие последствия могут быть от утечки данных, и «помог аннулировать заявки на кредиты», которые они якобы успели сделать.

«На самом деле у меня выведывали данные о финансовом положении, просили отправить остатки по счетам, кредитные потенциалы в банках. Они оформили кредит, чтобы “потом аннулировать”, и в завершение попросили перевести деньги по их реквизитам, чтобы “сохранить” их, пока ведутся работы по моим счетам. Таким образом, я потеряла около 500 тысяч рублей», — говорит Анастасия.

«Потерял 900 тысяч из-за "подозрительной активности"»

38-летний Михаил отдал мошенникам почти 900 тысяч рублей. «Мне позвонили с незнакомого номера, сказали, что в моем аккаунте на "Госуслугах" наблюдается подозрительная активность. Чтобы мошенники не получили доступ к моим данным, аккаунт нужно срочно заблокировать, а для этого попросили продиктовать код из СМС-сообщения», — рассказал мужчина Банки.ру.

Михаил продиктовал пароль из СМС, после чего мошенники получили доступ к его аккаунту и убедили перевести на сторонние счета около 500 тысяч рублей накоплений. Также мужчина взял кредит на 400 тысяч рублей.

«В полиции сказали, что вернуть средства, к сожалению, не получится. Кредит при этом мне надо было закрыть сразу же, потому что он был взят под огромные проценты и через некоторое время сумма стала бы астрономической. Пришлось занять деньги у родственников», — признается Михаил.

Существуют ли безопасные счета?

Нет. Как не существуют и «специальные», «защищенные», «резервные» и другие аналогичные счета. Они существуют только в мошеннических схемах, поэтому деньги, переведенные на них, попадают напрямую злоумышленникам, объясняет аналитик-эксперт Эряния Бочкина. Если вы сомневаетесь в безопасности своих средств, лучше самостоятельно позвонить в банк по номеру, указанному на карте или в приложении, и уточнить, нет ли каких-либо угроз.

Как мошенникам удается получить доступ к «Госуслугам»


Злоумышленники не только убеждают своих жертв оформить кредит и перевести средства на так называемый безопасный счет. Мошенники стремятся получить доступ к личному кабинету «Госуслуг» своих жертв, чтобы взять кредит самостоятельно (а еще зарегистрировать фиктивный бизнес, получить налоговый вычет, доступ к банковским картам и даже переоформить на себя имущество).

Для авторизации в личном кабинете «Госуслуг» необходим одноразовый пароль из СМС-сообщения. Вот наиболее популярные схемы, которые используют злоумышленники для получения этого кода:

Звонок от «специалиста техподдержки "Госуслуг"». Собеседник говорит, что в аккаунте есть подозрительная активность и необходимо срочно его заблокировать. Для этого нужно продиктовать код из СМС-сообщения. Если это сделать, аккаунт перейдет под контроль мошенников.

Звонок от «сотрудника мобильного оператора». На том конце провода сообщают, что у пользователя истекает срок действия сим-карты и необходимо как можно скорее продлить договор. Для этого нужно сообщить код из СМС-сообщения, которое приходит во время диалога. Итог тут такой же, как и в случае со звонком от «специалиста техподдержки "Госуслуг"» — если назвать злоумышленнику код из СМС, он получит доступ к личному кабинету на «Госуслугах».

Звонок или сообщение от «сотрудника государственных органов, банка, налоговой, Почты России» и т. п. Человека могут попросить уточнить данные для налогового вычета, отменить заявку на кредит, получить важное письмо, оплатить штраф и т. д. Для всего этого «необходим код из СМС».

Обход самозапрета на кредиты. Бывает, что мошенники не просят назвать пароль и СМС, напротив, они могут даже усыпить бдительность потенциальной жертвы сообщением, что такой код никому называть нельзя. А вот по ссылке из СМС-сообщения переходить можно. Такая ссылка ведет на поддельный сайт, и если пользователь вводит там свои данные, он теряет доступ к аккаунту. Эти ссылки злоумышленники начали рассылать после того, как в России заработал самозапрет на выдачу кредитов. Мошенники связываются с гражданами от лица «сотрудника бюро кредитных историй» и говорят, что при установке самозапрета произошла ошибка и необходимо перейти по ссылке из СМС-сообщения.

Важно: в начале апреля президент России Владимир Путин подписал закон о защите россиян от кибермошенничества. Согласно документу, пользователи будут получать два сообщения при смене пароля от личного кабинета «Госуслуг»: первое — предупреждающее, второе — с кодом подтверждения.

Почему люди попадают в ловушки мошенников и как не стать их жертвой

Любой человек хочет чувствовать себя стабильно и безопасно, говорит кандидат медицинских наук, психотерапевт Евгения Фомина. Мошенники же погружают в тревожность, неопределенность и нестабильность, а затем предлагают решение — в этом и заключается их метод.

«Есть “злой полицейский”, сотрудник ФСБ, который угрожает, и сотрудник Центробанка — “добрый полицейский”, который говорит, что все решаемо. И поскольку человеку хочется чувствовать себя безопасно и комфортно, он готов делать то, что ему говорят. Даже несмотря на свои возможные подозрения», — говорит психотерапевт.

Операции мошенников происходят в определенной последовательности: сначала человеку доносят информацию, чтобы вызвать у него чувство страха, тревоги, а затем говорят что-то для возникновения чувства безопасности, уверенности, что его проблемы могут решить.

«Я рекомендую давать себе время и проверять полученную информацию, например, позвонить в налоговую, зайти на официальный сайт Почты России. Не переходите по ссылкам, не делайте в спешке того, о чем вас просят. Выдохните и проверьте все сами, — советует Фомина.

Аналитик-эксперт Банки.ру Эряния Бочкина добавляет: «Если во время разговора у вас возникло ощущение, что звонит мошенник, самым верным действием будет повесить трубку. Лучше не пытаться выяснить, каким образом ваши данные попали к мошенникам, или пытаться “подыгрывать” им: поскольку злоумышленники используют методы социальной инженерии, можно незаметно для себя попасться на их удочку.

Для того, чтобы ограничить поступление таких звонков, можно установить специальное приложение или подключить опцию защиты от спама у оператора связи или в банковском приложении».

Как восстановить доступ к «Госуслугам»

Если мошенники все же получили доступ к вашей учетной записи на «Госуслугах», можно его восстановить. Сделать это можно следующими способами:

На самом портале. Откройте приложение или сайт «Госуслуг», нажмите кнопку «Восстановить» на странице авторизации. Затем укажите данные для входа. Система отправит письмо со ссылкой или СМС с кодом — введите нужные данные. Если взломщикам удалось поменять адрес почты и номер телефона в вашем профиле, переходите к следующему шагу.

Через онлайн-банкинг. Выберите банк, клиентом которого вы являетесь. Затем зайдите в свой личный кабинет на сайте или в приложении. Найдите раздел «Госуслуги», нажмите «Восстановить» и следуйте инструкциям.

В центре обслуживания клиентов «Госуслуг». Обратитесь в ближайший МФЦ, где есть услуга «Восстановление доступа». С собой необходимо взять паспорт. Оператор проверит ваши данные и поможет восстановить доступ.

 
  • Теги
    доступ компенсация кредит
  • Назад
    Сверху Снизу