Во сколько метро открылось для пассажиров? Какой интервал был между поездами? Сколько билетов продали в первый день? Почему спускались под землю даже те, кому ехать на метро было совсем не по пути? А также - что за странная история случилась в первый день работы нового вида транспорта с воспитанниками детского дома? И почему метро-ажиотаж среди москвичей довольно быстро закончился? Об этом и не только расскажу сегодня.
Московское метро начало свою работу 15 мая 1935 года. Это был участок из 13 станций: от "Сокольников" до "Парка культуры" с ответвлением до "Смоленской" (сейчас оно принадлежит Филёвской линии). Первый поезд выехал из депо на линию в 5ч 45мин. Чуть позже около наземных вестибюлей станций собралось немало людей. Они хотели раньше других воспользоваться новым видом столичного транспорта. Больше всего их было у "Сокольников", "Комсомольской", "Парка культуры" и "Смоленской". Когда для пассажиров открыли двери, точно сказать сложно. В газете "Вечерняя Москва" писали, что ровно в 7 утра. В "Правде" указывали другое время: 6:45.
Очередь на вход около наземного вестибюля станции "Сокольники" в день открытия метро 15 мая 1935 года. С сайта
Утром, ещё до открытия метро, каждой кассирше раздали по 3 тысячи билетов. Они отличались по цвету. Жёлтый давал право на проезд в сторону "Сокольников", фиолетовый - до "Парка культуры" и "Смоленской". Интересно, что начать поездку нужно было в течение 30-35 минут с момента покупки. Видимо, людям давали время, чтобы рассмотреть первую станцию метро в своей жизни во всех деталях. Цена билета была внушительной, 50 копеек. Для сравнения, трамвай тогда стоил 15.
Билетные кассы на станции "Библиотека им. Ленина", 1935. Автор фото: Л. Великжанин. С сайта
Тем не менее, к полудню в Московском метрополитене продали 95 тысяч билетов. А через 3 часа это значение увеличилось до 167 тысяч с копейками. Первыми пассажирами с утра были в основном люди, которые спешили на работу или учёбу. После 10 часов к ним добавились остальные москвичи. Они уже хотели просто прокатиться в вагонах с мягкими сидениями и посмотреть станции. Интервал движения поездов в первый день работы метро составлял 5 минут. В московских газетах писали, что к 21 часу 15 мая новым видом транспорта воспользовались 285 593 человека.
Безопасность в столичном метро в первый день работы была на высшем уровне. Кроме того, милиционеры регулировали движение пассажирской толпы, давая указания жестами. Как для автомобилей на дороге. Никаких серьёзных происшествий не случилось. Хотя в газетах писали об одной карманной краже и хулиганстве. Некий гражданин на "Красных воротах" ударил кулаком в лицо дежурного по станции, когда тот попросил отойти мужчину дальше от края платформы. Не обошлось и без курьёзных инцидентов.
Пассажиры рассматривают панно, посвящённое метростроевцам, на станции "Комсомольская", 1935. Автор фото: Б.Е. Вдовенко. С сайта
Так в метро пришла руководительница детского дома в Богородском с 50 воспитанниками. Пока контролёры проверяли у женщины 51 билет, дети самостоятельно спустились по эскалатору вниз и разъехались на поездах по разным станциям. Искали "путешественников" с помощью милиции, а также диспетчерской связи. В итоге всех ребят удалось найти и вернуть руководительнице. Женщина ожидала их всё это время на станции, через которую они заходили в метро.
Первые пассажиры Московского метро, 1935. Автор фото: Б.Е. Вдовенко.
Во второй день работы Московского метро, то есть 16 мая, туда продолжали спускаться даже те, кому это не было нужно. Просто покататься. Например, в газетах писали о женщине, которая ехала на работу из района Лефортово на Ленинградское шоссе. Она специально включила в свой маршрут метро, чтобы посмотреть на транспортную диковинку. Встретив знакомого, дама сказала ему, что доедет до "Смоленской", а там уже воспользуется такси, чтобы наконец-таки добраться до рабочего места.
После 11 часов на станции хлынул поток школьников. В учебных заведениях закончились испытания (видимо, речь о каких-то экзаменах). Больше всего юных москвичей привлекали эскалаторы. Желающих узнать больше о движущихся лестницах было так много, что даже билетные контролёры не могли уследить за ними. В газетах писали, что в этот период времени взрослые люди старались обходить стороной станции, на которых имелись эскалаторы. Чтобы лишний раз не сталкиваться с любознательными школьниками.
Эскалаторы на станции "Чистые пруды" ("Кировская"). Мужчины в форме - это сотрудники метро, которые помогали пассажирам правильно пользоваться эскалаторами, 1935. С сайта
Помимо этой технической новинки, людей привлекала ещё одна вещь. На некоторых станциях (например, "Сокольники" и "Кропоткинская" ("Дворец Советов")) установили торговые автоматы. Там продавали конфеты, шоколад, папиросы, газеты и некоторые другие товары. Что бы ни привлекало внимание жителей столицы, они охотно спускались под землю. В общей сложности, за второй день работы метрополитена, им воспользовались 329 313 человек.
Автоматы с конфетами на станции "Кропоткинская" ("Дворец Советов"), 1935-1938. С сайта
В третий день работы Московского метро ажиотаж среди пассажиров сохранялся. По-прежнему многие спускались под землю, чтобы прокатиться на удивительном "аттракционе". Поскольку открытие метро состоялось в среду, то уже в пятницу начали готовиться к выходным. Тогда в столице открывались парки, а также первые дачники отправлялись за город. Ожидалось, что количество пассажиров уже 18 мая может составить примерно полмиллиона человек. Поэтому на линию вышло больше поездов. А значит интервал их движения сократился до 3-4 минут. Кроме того, к работе в метро привлекали контролёров с железной дороги.
Замечательный контраст. Прошлое и будущее московского транспорта, 1935. Это наземный вестибюль станции "Комсомольская" между Ярославским и Ленинградским вокзалами. Сейчас тут стоит выход одноимённой станции Кольцевой линии. Автор фото: Б.Е. Вдовенко. С сайта
Конечно, в первые дни работы Московский метрополитен пользовался огромной популярностью. Но связано это было, как вы уже поняли, с желанием узнать и попробовать новое. Спустя пару недель поток пассажиров начал уменьшаться. Всё-таки станций было немного. С транспортной точки зрения они подходили малому количеству людей. Поэтому вскоре стало понятно - метро необходимо расширять. Уже в 1937 году открылась новая станция "Киевская". А в 1938-м стали функционировать первые участки ещё двух линий: Замоскворецкой и Арбатско-Покровской.
Захватывающий аттракцион
Московское метро начало свою работу 15 мая 1935 года. Это был участок из 13 станций: от "Сокольников" до "Парка культуры" с ответвлением до "Смоленской" (сейчас оно принадлежит Филёвской линии). Первый поезд выехал из депо на линию в 5ч 45мин. Чуть позже около наземных вестибюлей станций собралось немало людей. Они хотели раньше других воспользоваться новым видом столичного транспорта. Больше всего их было у "Сокольников", "Комсомольской", "Парка культуры" и "Смоленской". Когда для пассажиров открыли двери, точно сказать сложно. В газете "Вечерняя Москва" писали, что ровно в 7 утра. В "Правде" указывали другое время: 6:45.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Очередь на вход около наземного вестибюля станции "Сокольники" в день открытия метро 15 мая 1935 года. С сайта
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Утром, ещё до открытия метро, каждой кассирше раздали по 3 тысячи билетов. Они отличались по цвету. Жёлтый давал право на проезд в сторону "Сокольников", фиолетовый - до "Парка культуры" и "Смоленской". Интересно, что начать поездку нужно было в течение 30-35 минут с момента покупки. Видимо, людям давали время, чтобы рассмотреть первую станцию метро в своей жизни во всех деталях. Цена билета была внушительной, 50 копеек. Для сравнения, трамвай тогда стоил 15.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Билетные кассы на станции "Библиотека им. Ленина", 1935. Автор фото: Л. Великжанин. С сайта
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Тем не менее, к полудню в Московском метрополитене продали 95 тысяч билетов. А через 3 часа это значение увеличилось до 167 тысяч с копейками. Первыми пассажирами с утра были в основном люди, которые спешили на работу или учёбу. После 10 часов к ним добавились остальные москвичи. Они уже хотели просто прокатиться в вагонах с мягкими сидениями и посмотреть станции. Интервал движения поездов в первый день работы метро составлял 5 минут. В московских газетах писали, что к 21 часу 15 мая новым видом транспорта воспользовались 285 593 человека.
Происшествия первого дня
Безопасность в столичном метро в первый день работы была на высшем уровне. Кроме того, милиционеры регулировали движение пассажирской толпы, давая указания жестами. Как для автомобилей на дороге. Никаких серьёзных происшествий не случилось. Хотя в газетах писали об одной карманной краже и хулиганстве. Некий гражданин на "Красных воротах" ударил кулаком в лицо дежурного по станции, когда тот попросил отойти мужчину дальше от края платформы. Не обошлось и без курьёзных инцидентов.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Пассажиры рассматривают панно, посвящённое метростроевцам, на станции "Комсомольская", 1935. Автор фото: Б.Е. Вдовенко. С сайта
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
.Так в метро пришла руководительница детского дома в Богородском с 50 воспитанниками. Пока контролёры проверяли у женщины 51 билет, дети самостоятельно спустились по эскалатору вниз и разъехались на поездах по разным станциям. Искали "путешественников" с помощью милиции, а также диспетчерской связи. В итоге всех ребят удалось найти и вернуть руководительнице. Женщина ожидала их всё это время на станции, через которую они заходили в метро.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Первые пассажиры Московского метро, 1935. Автор фото: Б.Е. Вдовенко.
Во второй день работы Московского метро, то есть 16 мая, туда продолжали спускаться даже те, кому это не было нужно. Просто покататься. Например, в газетах писали о женщине, которая ехала на работу из района Лефортово на Ленинградское шоссе. Она специально включила в свой маршрут метро, чтобы посмотреть на транспортную диковинку. Встретив знакомого, дама сказала ему, что доедет до "Смоленской", а там уже воспользуется такси, чтобы наконец-таки добраться до рабочего места.
Недолгий интерес
После 11 часов на станции хлынул поток школьников. В учебных заведениях закончились испытания (видимо, речь о каких-то экзаменах). Больше всего юных москвичей привлекали эскалаторы. Желающих узнать больше о движущихся лестницах было так много, что даже билетные контролёры не могли уследить за ними. В газетах писали, что в этот период времени взрослые люди старались обходить стороной станции, на которых имелись эскалаторы. Чтобы лишний раз не сталкиваться с любознательными школьниками.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Эскалаторы на станции "Чистые пруды" ("Кировская"). Мужчины в форме - это сотрудники метро, которые помогали пассажирам правильно пользоваться эскалаторами, 1935. С сайта
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
.Помимо этой технической новинки, людей привлекала ещё одна вещь. На некоторых станциях (например, "Сокольники" и "Кропоткинская" ("Дворец Советов")) установили торговые автоматы. Там продавали конфеты, шоколад, папиросы, газеты и некоторые другие товары. Что бы ни привлекало внимание жителей столицы, они охотно спускались под землю. В общей сложности, за второй день работы метрополитена, им воспользовались 329 313 человек.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Автоматы с конфетами на станции "Кропоткинская" ("Дворец Советов"), 1935-1938. С сайта
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
.В третий день работы Московского метро ажиотаж среди пассажиров сохранялся. По-прежнему многие спускались под землю, чтобы прокатиться на удивительном "аттракционе". Поскольку открытие метро состоялось в среду, то уже в пятницу начали готовиться к выходным. Тогда в столице открывались парки, а также первые дачники отправлялись за город. Ожидалось, что количество пассажиров уже 18 мая может составить примерно полмиллиона человек. Поэтому на линию вышло больше поездов. А значит интервал их движения сократился до 3-4 минут. Кроме того, к работе в метро привлекали контролёров с железной дороги.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Замечательный контраст. Прошлое и будущее московского транспорта, 1935. Это наземный вестибюль станции "Комсомольская" между Ярославским и Ленинградским вокзалами. Сейчас тут стоит выход одноимённой станции Кольцевой линии. Автор фото: Б.Е. Вдовенко. С сайта
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Конечно, в первые дни работы Московский метрополитен пользовался огромной популярностью. Но связано это было, как вы уже поняли, с желанием узнать и попробовать новое. Спустя пару недель поток пассажиров начал уменьшаться. Всё-таки станций было немного. С транспортной точки зрения они подходили малому количеству людей. Поэтому вскоре стало понятно - метро необходимо расширять. Уже в 1937 году открылась новая станция "Киевская". А в 1938-м стали функционировать первые участки ещё двух линий: Замоскворецкой и Арбатско-Покровской.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация