В мире есть памятники, которые становятся больше, чем просто искусством. Они превращаются в символы целой эпохи, в узнаваемые во всем мире образы. Один из таких монументов — величественная скульптура «Рабочий и колхозница», чей силуэт знаком миллионам по вступительной заставке легендарной киностудии «Мосфильм». Но за этим грандиозным образом скрывается история невероятного творческого порыва, инженерного гения и драматической судьбы.
История скульптуры началась в 1936 году, когда Советский Союз получил приглашение на Всемирную выставку в Париже. СССР должен был представить миру образ молодого, динамичного и процветающего государства. Павильон страны нуждался в мощном архитектурном завершении, венчающей идее.
Общий проект павильона поручили архитектору Борису Иофану, который задумал его как динамичную «триумфальную арку», стремительно нарастающую к центру и увенчанную скульптурной группой. Идея была сформулирована им так: «…мне представляется, что советский павильон должен быть воплощением чувства победного порыва, присущего нашей стране… Венчающая здание скульптура — «Рабочий и Колхозница» — неразрывно связана со всем зданием и является его неотъемлемой частью».
На конкурс для создания этой скульптуры были приглашены лучшие мастера страны. Победу одержала проект Веры Мухиной — тогда уже известного скульптора. По легенде, на идею композиции её натолкнула античная статуя «Тираноборцы», изображающая Гармодия и Аристотона с мечами в руках. Но Мухина заменила Орудие на мирные символы — серп и молот, а сами фигуры наполнила небывалой энергией и оптимизмом.
Работа над скульптурой стала настоящим технологическим и художественным подвигом. Мухина создала полутораметровый гипсовый макет. Но чтобы перенести его в гигантский масштаб, потребовалось невероятное мастерство. Для натурщиков ею были выбраны танцор Игорь Басенко (рабочий) и телефонистка Анна Богоявленская (колхозница). Их мускулистые, атлетические фигуры идеально воплощали новый идеал советского человека.
Изначально в качестве материала предлагалась бронза или медь. Но Мухина, посоветовавшись с инженером-конструктором Петром Львовым, настояла на нержавеющей хромоникелевой стали. Это было революционное решение. Сталь должна была сверкать на солнце, меняя оттенки в зависимости от освещения, и символизировать индустриальную мощь страны. Никто в мире до этого не создавал скульптур таких масштабов из этого материала.
Собрать статую высотой с 10-этажный дом (общая высота с постаментом — 58 метров, высота самой скульптурной группы — около 25 метров) — задача титаническая. Конструктор П. Н. Львов предложил сделать скульптуру не цельной, а собрать её из отдельных листов стали на сложном каркасе. Каждую деталь гипсовой модели увеличивали в 15 раз, создавая деревянные шаблоны, по которым выколачивали из листов стали элементы будущего монумента. Это напоминало сборку гигантского самолета или дирижабля.
Один из самых выразительных элементов композиции — развевающийся за спинами фигур шарф. Чиновники от искусства требовали его убрать, называя «лишним» и «нереалистичным». Но Мухина и Львов доказали, что этот шарф решает инженерную задачу: он создает необходимую точку опоры, гигантский противовес, без которого вся конструкция стала бы неустойчивой. Кроме того, он придавал всей группе невероятную динамику и цельность.
Работа велась в страшной спешке, чтобы успеть к открытию выставки. Готовые стальные детали по ночам перевозили с завода на опытный двор рядом с ВДНХ для предварительной сборки.
В мае 1937 года советский павильон предстал перед изумленной публикой. Он стоял прямо напротив павильона нацистской Германии, увенчанного орлом со свастикой. Блестящая стальная скульптура, устремленная в небо, затмила своего идеологического противника. Она стала сенсацией. Французская пресса писала: «На Парижской выставке они были прекрасны, как юность мира». За этот проект Вера Мухина и архитектор Борис Иофан получили высшие награды Гран-при выставки.
Но триумф сменился драмой. При демонтаже павильона скульптуру, которую собирали с ювелирной точностью, варварски разобрали, разрезав на части. При возвращении в Москву многие элементы были погнуты и повреждены. Восстановить её в первоначальном виде не удалось. Более 30 лет монумент простоял на низком постаменте у Северного входа на ВДНХ, потеряв всю свою грандиозность и летящую динамику. Иофан говорил, что это всё равно, что «поставить «Лаокоона» на табурет».
Спустя десятилетия забвения и постепенного разрушения, в 2003 году началась масштабная реставрация. Скульптуру вновь разобрали, отреставрировали каждый из 185 листов, собрали на новый, более прочный каркас и установили на специально построенный павильон-постамент, повторяющий оригинальный проект Бориса Иофана. Высота постамента составила 34,5 метра (выше, чем в Париже). В декабре 2009 года обновлённый монумент был торжественно открыт.
Сегодня «Рабочий и колхозница» — не просто памятник ушедшей эпохе. Это выдающееся произведение искусства, в котором сошлись гениальный творческий замысел, смелость инженерной мысли и вечное стремление человека к идеалу. И каждый раз, когда мы видим этот сверкающий силуэт на фоне московского неба, мы становимся свидетелями истории, застывшей в стали и полной неукротимой энергии.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
История скульптуры началась в 1936 году, когда Советский Союз получил приглашение на Всемирную выставку в Париже. СССР должен был представить миру образ молодого, динамичного и процветающего государства. Павильон страны нуждался в мощном архитектурном завершении, венчающей идее.
Общий проект павильона поручили архитектору Борису Иофану, который задумал его как динамичную «триумфальную арку», стремительно нарастающую к центру и увенчанную скульптурной группой. Идея была сформулирована им так: «…мне представляется, что советский павильон должен быть воплощением чувства победного порыва, присущего нашей стране… Венчающая здание скульптура — «Рабочий и Колхозница» — неразрывно связана со всем зданием и является его неотъемлемой частью».
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
На конкурс для создания этой скульптуры были приглашены лучшие мастера страны. Победу одержала проект Веры Мухиной — тогда уже известного скульптора. По легенде, на идею композиции её натолкнула античная статуя «Тираноборцы», изображающая Гармодия и Аристотона с мечами в руках. Но Мухина заменила Орудие на мирные символы — серп и молот, а сами фигуры наполнила небывалой энергией и оптимизмом.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Работа над скульптурой стала настоящим технологическим и художественным подвигом. Мухина создала полутораметровый гипсовый макет. Но чтобы перенести его в гигантский масштаб, потребовалось невероятное мастерство. Для натурщиков ею были выбраны танцор Игорь Басенко (рабочий) и телефонистка Анна Богоявленская (колхозница). Их мускулистые, атлетические фигуры идеально воплощали новый идеал советского человека.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Изначально в качестве материала предлагалась бронза или медь. Но Мухина, посоветовавшись с инженером-конструктором Петром Львовым, настояла на нержавеющей хромоникелевой стали. Это было революционное решение. Сталь должна была сверкать на солнце, меняя оттенки в зависимости от освещения, и символизировать индустриальную мощь страны. Никто в мире до этого не создавал скульптур таких масштабов из этого материала.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Собрать статую высотой с 10-этажный дом (общая высота с постаментом — 58 метров, высота самой скульптурной группы — около 25 метров) — задача титаническая. Конструктор П. Н. Львов предложил сделать скульптуру не цельной, а собрать её из отдельных листов стали на сложном каркасе. Каждую деталь гипсовой модели увеличивали в 15 раз, создавая деревянные шаблоны, по которым выколачивали из листов стали элементы будущего монумента. Это напоминало сборку гигантского самолета или дирижабля.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Один из самых выразительных элементов композиции — развевающийся за спинами фигур шарф. Чиновники от искусства требовали его убрать, называя «лишним» и «нереалистичным». Но Мухина и Львов доказали, что этот шарф решает инженерную задачу: он создает необходимую точку опоры, гигантский противовес, без которого вся конструкция стала бы неустойчивой. Кроме того, он придавал всей группе невероятную динамику и цельность.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Работа велась в страшной спешке, чтобы успеть к открытию выставки. Готовые стальные детали по ночам перевозили с завода на опытный двор рядом с ВДНХ для предварительной сборки.
В мае 1937 года советский павильон предстал перед изумленной публикой. Он стоял прямо напротив павильона нацистской Германии, увенчанного орлом со свастикой. Блестящая стальная скульптура, устремленная в небо, затмила своего идеологического противника. Она стала сенсацией. Французская пресса писала: «На Парижской выставке они были прекрасны, как юность мира». За этот проект Вера Мухина и архитектор Борис Иофан получили высшие награды Гран-при выставки.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Но триумф сменился драмой. При демонтаже павильона скульптуру, которую собирали с ювелирной точностью, варварски разобрали, разрезав на части. При возвращении в Москву многие элементы были погнуты и повреждены. Восстановить её в первоначальном виде не удалось. Более 30 лет монумент простоял на низком постаменте у Северного входа на ВДНХ, потеряв всю свою грандиозность и летящую динамику. Иофан говорил, что это всё равно, что «поставить «Лаокоона» на табурет».
Спустя десятилетия забвения и постепенного разрушения, в 2003 году началась масштабная реставрация. Скульптуру вновь разобрали, отреставрировали каждый из 185 листов, собрали на новый, более прочный каркас и установили на специально построенный павильон-постамент, повторяющий оригинальный проект Бориса Иофана. Высота постамента составила 34,5 метра (выше, чем в Париже). В декабре 2009 года обновлённый монумент был торжественно открыт.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Сегодня «Рабочий и колхозница» — не просто памятник ушедшей эпохе. Это выдающееся произведение искусства, в котором сошлись гениальный творческий замысел, смелость инженерной мысли и вечное стремление человека к идеалу. И каждый раз, когда мы видим этот сверкающий силуэт на фоне московского неба, мы становимся свидетелями истории, застывшей в стали и полной неукротимой энергии.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация









