Полезные знания Можно ли бизнесу вести каналы, общаться с клиентами и делать чат-ботов в Telegram? Разобрались вместе с юристами

vaspvort

Ночной дозор
Команда форума
Модератор
ПРОВЕРЕННЫЙ ПРОДАВЕЦ
Private Club
Старожил
Migalki Club
Меценат💎
Регистрация
10/4/18
Сообщения
6.377
Репутация
11.338
Реакции
18.036
USD
0
Сделок через гаранта
18
В июле ужесточили законодательство относительно использования иностранных мессенджеров: вместо привычных Telegram и WhatsApp рекомендуется использовать мессенджеры из реестра российского ПО, такие как VK, Max, СберЧат и Яндекс Чат. Сначала некоторым компаниям запретили вести коммуникацию в иностранных мессенджерах, а потом и для всех компаний ужесточили требования по сбору и обработке персональных данных. Проблема в том, что аудитория не привыкла пользоваться этими мессенджерами, а бизнес не готов терять аудиторию.

Мы ведем телеграм-каналы для крупных компаний, а недавно открыли новое направление по разработке чат-ботов. Именно поэтому решили вместе с юристами разобраться, как вести телеграм-каналы и делать ботов, чтобы не нарушить закон.

О каких законах идет речь​

С 1 июня 2025 года вступил в силу , который запретил банкам, операторам сотовой связи и госкомпаниям использовать иностранные мессенджеры Telegram и WhatsApp для коммуникации с гражданами.

Через месяц ужесточили требования к сбору и передаче персональных данных — запретили первичный сбор персональных данных граждан РФ с использованием иностранных сервисов, в том числе Telegram. Это нововведение уже касается не только госкомпаний, а любого бизнеса.

Можно ли бизнесу вести телеграм-канал​

Короткий ответ: вести канал можно всем, а вот общаться с пользователями от имени этого канала некоторым компаниям нельзя. ФЗ-41 запрещает отдельным категориям организаций: банкам, МФО, операторам связи, госкомпаниям, маркетплейсам, а также онлайн-сервисам с аудиторией от 500 тысяч пользователей в месяц или клиентской базой более 100 тысяч человек — использовать иностранные мессенджеры для коммуникации.

Что запрещено

Запрещено направлять через иностранные мессенджеры уведомления о платеже, ссылки на оплату, электронные чеки, квитанции, договоры, а также любые другие сообщения, касающиеся взаимодействия с пользователем.

Ограничение действует даже в случае, если переписку инициировал сам пользователь. Основной критерий — наличие обмена персональными или платежными данными.

Под запрет попали такие мессенджеры, как WhatsApp, Telegram, Viber, Microsoft Teams, WeChat, Signal, Discord и другие зарубежные приложения.

За незаконное использование иностранных мессенджеров предусмотрен штраф для должностных лиц — от 30 тысяч до 50 тысяч рублей, для юридических лиц — от 100 тысяч до 700 тысяч рублей.

Что в итоге: если вы есть в списке организаций выше, вести переписку с клиентами в иностранных мессенджерах нельзя, а вести канал можно, так как нет обмена персональными или платежными данными.

Можно ли бизнесу использовать чат-ботов в Telegram​

Да, если чат-бот соблюдает ФЗ-152. Этот закон распространяется уже на все компании и запрещает первичный сбор персональных данных граждан РФ с использованием иностранных сервисов (включая Telegram), если данные напрямую или автоматически передаются на зарубежные серверы до их сохранения в России. То есть закон запрещает использовать формы, чат-боты, трекеры и скрипты, которые передают данные за границу без предварительной обработки в РФ.

Но дело в том, что не каждый чат-бот собирает персональные данные. Персональные данные — это только то, что позволяет однозначно идентифицировать человека в мессенджерах. Например, спросить просто имя можно, а требовать полное Ф. И. О. нельзя.

С точки зрения закона к персональным данным относятся:

  • имя, фамилия, отчество;
  • номер телефона, адрес электронной почты, иные контактные данные;
  • данные о местоположении (например, GPS-координаты);
  • идентификационные номера (паспорт, ИНН, СНИЛС);
  • фото, видео или аудио, позволяющие определить личность;
  • биометрические данные (отпечатки пальцев, распознавание лица, голос);
  • информация о работе, образовании, семье, состоянии здоровья;
  • никнейм, если он связан с реальными данными.
Вот что по этому поводу говорит :

«В июле приняли закон в такой редакции, что ни одной компании нельзя собирать персональные данные в Telegram, так как их сервера находятся не в России. Роскомнадзор не ожидал такого закона и никаких пояснений по компаниям не дает. Запрет ввели, а санкции и то, как ловить нарушителей, не придумали. Мы направляли запрос в Роскомнадзор с этим вопросом, но ответа не получили. Формально собирать персональные данные в иностранных мессенджерах нельзя, переходите на одобренный список мессенджеров».
А вот что говорит Евгений Боровков, :

«Собирать персональные данные в Telegram и WhatsApp и раньше было не так просто: нужно было как минимум заполнять специальную форму и уведомлять Роскомнадзор, но большинство разработчиков это правило игнорировали, а РКН никаких санкций не применял. Когда понадобилась необходимость продвинуть мессенджер Max, вопрос вышел на передний план и добавили штрафов.
Бизнесу и разработчикам вслед за ними остается переезжать в Мах и VK. Последний, в свою очередь, практически не уступает Telegram с точки зрения API, а так как им пользуется почти каждый гражданин РФ, то и бизнес может решить любую свою задачу».

Что в итоге: если ваш бот только отвечает на вопросы FAQ, развлекает или информирует пользователей и не просит оставить контакты, вы, скорее всего, не нарушаете закон. Как только вы собираете данные для обратной связи, регистрации, оформления заказа, вы оператор ПДн и должны соблюдать 152-ФЗ.

Как собирать данные для чат-ботов в Telegram и не нарушить закон​

СЕО юридической компании для IT Виталий Гусев считает, что сбор персональных данных в иностранных мессенджерах возможен, но строго в соответствии с законодательством о персональных данных. Вот что нужно сделать:

1. В самом первом приветственном сообщении чат-бота необходимо разместить ссылки на основные документы в области обработки ПД, а именно на согласие на обработку персональных данных и политику обработки персональных данных. Так у пользователя будет возможность ознакомиться с текстом согласия, а также с тем, как и зачем собирают его личную информацию.

2. В интерфейсе чат-бота должен быть реализован механизм получения явного согласия пользователя. Например, возможность поставить галочку в соответствующем поле для подтверждения ознакомления и согласия с документами. Так, пользователь выражает согласие с передачей своих ПДн оператору, что минимизирует риски для компании-владельца бота.

3. В политике и согласии на обработку персональных данных необходимо прямо указать, что одним из способов сбора данных является взаимодействие через мессенджеры: Telegram, WhatsApp и другие.

 
  • Теги
    152-фз персданные чат-бот чат-боты в телеграм
  • Назад
    Сверху Снизу