Правила игры меняются: как бизнесу продвигать себя в 2025 без риска быть оштрафованным

vaspvort

Ночной дозор
Команда форума
Модератор
ПРОВЕРЕННЫЙ ПРОДАВЕЦ
Private Club
Старожил
Migalki Club
Меценат💎
Регистрация
10/4/18
Сообщения
5.808
Репутация
11.168
Реакции
16.761
RUB
2.045
Сделок через гаранта
18
Офлайн-бизнес давно и тщательно регулируется государством. Относительно недавно так же стал регулироваться и бизнес в онлайне: вниманием его больше не обделяют.

Тенденция последних лет – стремительно меняющееся законодательство. Цель моей работы – оперативно разбираться в нем и понятным языком разъяснять бизнесу, как адаптировать работу, чтобы не попадать под штрафы.

Больше материалов здесь

Больше

Какие правила действуют в онлайне сейчас​

вступил в силу 1 апреля 2025 года. Определять его размер будет Роскомнадзор по данным, опубликованным в Едином реестре Интернет-рекламы. Если вы маркируете рекламу (а вы обязаны это делать), то подаете сведения о стоимости ее размещения. К этой информации имеет доступ Роскомнадзор: он и будет высчитывать размер дополнительного трехпроцентного сбора. Резюмирую: если на своей площадке вы публикуете чью-то рекламу, то вы должны заплатить 3% с доходов, которые получили. Исключение – самореклама, потому что при маркировке саморекламы стоимость не устанавливается.

Что не является рекламой​

Критерии рекламы – камень преткновения. По приказу ФАС, не являются рекламой в том числе:

  1. Справочно-информационные сведения.
  2. Аналитические материалы.
  3. Сведения, которые продавец должен разместить, например, по закону «О защите прав потребителей».
Кроме понятия рекламы в обиход вошел термин самореклама, хотя в законе он не фигурирует. Если у вас на сайте из общего перечня товаров излишне выбивается какой-то товар, то это может быть признано рекламой (саморекламой): необходима маркировка.

Анонс: реклама или не реклама​

Анонс собственного события бизнеса на его собственной площадке – канале, сайте и т.п. – скорее всего, посчитают просто информационном сообщением, а не рекламой. Но чтобы утверждать однозначно, нужно видеть текст этого анонса.

Не забывайте и о том, что непосредственно сама реклама (текст, иллюстрации, видеоряд) может нарушать закон «О рекламе», например, вводить в заблуждение и т.п. Данные в ЕРИР теперь хранятся три года: к ним имеет доступ ФАС, Роскомнадзор и ФНС. Если прямо сейчас ваша реклама не заинтересовала надзорные органы, это не означает, что она уже никогда не привлечет их внимание.

Может ли в ОРД цена договора быть нулевой​

Я задавала этот вопрос Роскомнадзору, и он ответил утвердительно. Но между компаниями (юридическими лицами) безвозмездные сделки запрещены. Между ИП они также запрещены.

Я считаю, что безвозмездным может быть договор лишь тогда, когда ИП или коммерческая организация рекламирует физическое лицо, например, самозанятого. В других случаях (ИП – ИП, ИП – ООО и тем более ООО – ООО) лучше не рисковать.

Что делать с рекламой по бартеру​

Указывать в договоре стоимость товаров или услуг и уплачивать налоги исходя из этой стоимости.

Например, изготовитель уходовой косметики предоставляет блогеру набор косметики стоимостью 5 000 рублей, а блогер делает рекламу этой косметики, стоимость его услуги тоже равна 5 000 рублей. В этом случае блогеру необходимо отразить в налоговом и бухгалтерском учете выручку от реализации услуг, а заказчику выручку от продажи товара (услуги) и уплатить соответствующие налоги.

Можно ли рекомендовать что-то аудитории​

Речь о рекомендациях «по любви», когда так нравится какое-то изделие или чья-то платформа, что молчать об этом становится невозможно.

Существует приказ ФАС, разграничивающий рекламу и информационные материалы. В нем сказано, что факт получения оплаты не является критерием рекламы: заплатили вы деньги или нет, значения не имеет.

Поясню: большая ошибка считать, что если вам не заплатили, значит, ваша рекомендация не может быть расценена в качестве рекламы. Еще один нюанс: есть блогеры, чья основная деятельность – обозревать что-либо, показывать распаковки, рассказывать о характеристиках товаров. Если такой блогер:

  1. Сделает обзор нескольких товаров, при этом особо не выделит ни один из них.
  2. Не будет стимулировать интерес к товару для продвижения его на рынке, формирования к нему положительного отношения и закрепления его образа в памяти потребителя…
то это, скорее всего, не будет считаться рекламой.

Исключение – если какая-либо позиция будет особенно выделена, прозвучит призыв ее приобрести, например, на описание ее достоинств уйдет 5 минут, хотя на обзор других аналогичных товаров тратилось значительно меньше.

А если блогер пять лет повествует о флоре и фауне средней полосы, но именно сегодня решил поделиться тем, насколько ему понравился новый термос и как замечательно будет каждому обзавестись таким же, то, вполне возможно, такую публикацию могут расценить как рекламу.

Хороший отзыв – тоже реклама?​

Приказом ФАС введены критерии, по которым отзыв не является рекламой, если он размещается в конкретном месте, например, в специальном разделе на сайте компании или агрегаторе отзывов. Если вы хотите поделиться живыми эмоциями и уделить целый пост отзыву в своем канале, то это может быть расценено как реклама.

В приказе ФАС указывает так:

Информация на личной странице пользователя социальной сети, не формирующая интерес к какому-либо товару и представляющая собой его личное мнение или отношение к какому-либо товару, не может расцениваться как реклама, поскольку такая информация размещается в справочно-информационных целях.

При этом, если в такой информации на личной странице пользователя присутствуют сведения, направленные на формирование интереса к товару и его продвижение на рынке, например за счет чрезмерного описания товара и его достоинств, призывов к покупке, такая информация может быть расценена как реклама
.

Афиши и репосты анонсов​

Вы узнали, что скоро пройдет мероприятие, которое будет интересно вашей аудитории – пишете анонс самостоятельно или делаете репост чужого анонса в свой канал. Будет ли это считаться рекламой?

Вопрос спорный.

Если вы сделаете анонс нескольких мероприятий, при этом информация обо всех мероприятиях будет подана в одном стиле, и не будет «стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, формировании к нему положительного отношения и закреплении его образа в памяти потребителя», тогда это не будет рекламой.

Если у вас есть отдельный канал или вкладка, где вы собираете сведения о мероприятиях, то репост туда не должен повлечь за собой проблемы. Если вы как в примере выше рассказываете о флоре и фауне средней полосы, а именно сегодня решили уведомить подписчиков о предстоящем мастер-классе по мыловарению, то такую публикацию могут расценить как рекламу.

Запрет рекламы на нежелательных ресурсах​

Да, я снова про Instagram*, Facebook* и 1 сентября 2025 года – дне, когда закон, запрещающий размещение рекламы на нежелательных ресурсах, вступит в силу. Если реклама на этих площадках будет опубликована, то ответственность понесут и рекламодатель, и рекламораспространитель. Штрафы для юридических лиц составят до 500 000 рублей, для ИП – до 20 000 рублей.

*Принадлежат Meta Platforms Inc., деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности.

Можно ли размещать рекламу в YouTube​

Сейчас Ютуб не является ни экстремистской, ни нежелательной площадкой, поэтому размещать рекламу на его просторах можно.

Появляются новые инструменты работы бизнеса. Законодательство меняется, вводя их в правовое поле. Бизнес адаптируется к этим изменениям. Так и должно быть.

Работать в нынешних условиях можно и нужно.

 
  • Теги
    реклама рекламная кампания рекламные технологии
  • Назад
    Сверху Снизу