Самые дерзкие ограбления музеев в истории

Ralhf

Модератор
Команда форума
Модератор
Private Club
Регистрация
8/3/17
Сообщения
7.721
Репутация
7.534
Реакции
21.223
USD
0
Депозит
42 рублей
Сделок через гаранта
1
Как преступники обводили вокруг пальца охрану лучших музеев мира и почему часть украденных шедевров так и не нашлась.

1761042297063.png

19 октября 2025 года было совершено ограбление музея Лувр в Париже. Четверо преступников потратили всего семь минут, но успели проникнуть в галерею Аполлона и вынести девять предметов из коллекции украшений Наполеона и императрицы Жозефины, в том числе ожерелье, брошь и диадему. Чуть позже у музея нашли сломанную корону императрицы Евгении. Это происшествие навсегда войдет в список самых главных ограблений века, а то и всей истории.

Но это далеко не первое крупное ограбление музея, потрясшее весь мир. Мы вспоминаем самые дерзкие и загадочные музейные ограбления, от «Моны Лизы» до кражи с вертолетом. Некоторые украденные шедевры до сих пор числятся пропавшими, другие — сожжены, а кое-кто из грабителей стал народным героем.

1. Бостон, 1990: кража века в Музее Изабеллы Стюарт Гарднер​

Украденная картина Рембрандта «Буря» из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер. Рама картины служит символом кражи. Бостон, США , 22 октября 2021 г. | Источник: Renata Tyburczy


Украденная картина Рембрандта «Буря» из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер. Рама картины служит символом кражи. Бостон, США , 22 октября 2021 г.

18 марта 1990 года рано утром двое мужчин, переодетых полицейскими, позвонили в дверь музея и сообщили охране, что приехали по вызову. Охранники открыли им и тут же были связаны. За 81 минуту грабители вынесли 13 шедевров стоимостью более 500 миллионов долларов — полотна Рембрандта, Вермеера, Дега.

«Концерт». Худ. Ян Вермеер (1632–1675). Картина украдена в марте 1990 года. Бостон, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер | Источник: akg-images


«Концерт». Худ. Ян Вермеер (1632–1675). Картина украдена в марте 1990 года. Бостон, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер

Самое странное в ограблении то, что некоторые картины были аккуратно вырезаны из рам, а другие оставлены, хотя они стоили миллионы. До сих пор ни один предмет не найден, а на месте пустых рам висят таблички «Похищено в 1990 году». Это считается крупнейшей нераскрытой кражей искусства в истории.

Кстати, об этом мы уже писали: .



2. Париж, 1911: когда украли «Мону Лизу»​

Место на стене галереи Карре в Лувре, где «Мона Лиза» выставлялась до кражи, Париж, 1911 | Источник: Legion Media


Место на стене галереи Карре в Лувре, где «Мона Лиза» выставлялась до кражи, Париж, 1911

«Мона Лиза» в Лувре, 1911 | Источник: Svintage Archive


«Мона Лиза» в Лувре, 1911

21 августа 1911 года Лувр проснулся без своей главной картины. Утром сотрудники заметили пустое место на стене, где еще вчера была «Мона Лиза». Поначалу подумали, что картину сняли для фотосессии, но вскоре стало ясно, что ее украли. Как позже выяснилось, вором оказался итальянский плотник Винченцо Перуджа, который раньше работал в музее и знал здание изнутри. Накануне он спрятался в кладовке, а утром, когда музей еще был закрыт, спокойно снял картину со стены, вынул из рамы, спрятал под плащом и просто вышел с ней через черный ход.

Эта реконструкция событий показывает, как Винченцо Перуджа совершил то, что называют крупнейшей кражей произведений искусства XX века, — похищение «Моны Лизы» из Лувра 21 августа 1911 года | Источник: Roger Viollet/Getty Images


Эта реконструкция событий показывает, как Винченцо Перуджа совершил то, что называют крупнейшей кражей произведений искусства Экс экс века, — похищение «Моны Лизы» из Лувра 21 августа 1911 года

Два года весь мир гадал, где шедевр. Под подозрением даже оказался Пабло Пикассо. Но в 1913 году Перуджа выдал себя: он попытался продать «Мону Лизу» галерее во Флоренции, утверждая, что хочет вернуть «итальянское сокровище на родину». Перуджу арестовали, но в Италии его сочли почти героем-патриотом. Суд дал похитителю картины всего семь месяцев тюрьмы, а «Джоконда» вернулась в Лувр.



3. Осло, 2004: похищение «Крика» Эдварда Мунка​

Картины «Крик» и «Мадонна» Эдварда Мунка были похищены из Музея Мунка в Осло в 2004 году | Источник: Legion Media


Картины «Крик» и «Мадонна» Эдварда Мунка были похищены из Музея Мунка в Осло в 2004 году

22 августа 2004 года среди бела дня в Музей Мунка в Осло ворвались двое мужчин в масках. Угрожая оружием, они сняли со стены «Крик» и «Мадонну», затем спокойно вышли на улицу, где их ждала машина. Вся операция заняла меньше минуты.

Полиция подняла на ноги весь Осло, но грабители будто растворились. Только через два года, в 2006-м, картины удалось вернуть. При этом они были довольно потрепанными, со следами повреждений и грязи. Их реставрация заняла месяцы. Воры, пойманные позже, так и не объяснили, зачем им понадобились работы, которые невозможно продать.

Интересный факт: за десять лет до этого другой вариант «Крика» уже похищали. Тогда воры оставили записку с надписью: «Спасибо за плохую охрану».



4. Роттердам, 2012: шедевры в огне​

Музей Кунстхал в Роттердаме | Источник: C3455 Robert B. Fishman/Legion Media

Музей Кунстхал в Роттердаме

В октябре 2012 года музей Кунстхал в Роттердаме стал местом одной из самых быстрых и разрушительных краж в истории искусства. Рано утром, когда сигнализация временно не работала, группа румынских грабителей проникла в здание и практически за 90 секунд сняла со стен семь шедевров — работы Пикассо, Моне, Матисса, Гогена и других мастеров общей стоимостью свыше 100 миллионов евро. Камеры зафиксировали преступников, но лица распознать не удалось из-за капюшонов.

Через несколько месяцев преступников нашли в Румынии, однако шедевров при них не оказалось. Позже мать одного из участников призналась, что сожгла картины в печи, боясь, что они станут доказательством против сына. Эксперты обнаружили в золе следы старинной краски, холста и гвоздей от рам.

«Девушка перед открытым окном», Поль Гоген, 1898 | Источник: wikipedia

«Мост Ватерлоо, Лондон», Клод Моне, 1901 | Источник: wikipedia

«Автопортрет», Мейер де Хаан, 1890 | Источник: wikipedia

1761042541715.png

5. Лондон, 1961: «Гойя для шантажа»​

В январе 1961 года из Национальной галереи в Лондоне исчезла картина Франсиско Гойи «Портрет герцога Веллингтона». Это была первая крупная кража в истории музея.

Справа Майкл Леви, помощник хранителя Национальной галереи в Лондоне, обсуждает состояние «Портрета герцога Веллингтона» работы Гойи с Артуром Лукасом, главным реставратором, после того как портрет был возвращен в галерею после кражи в 1961 году. 4 мая 1965 года | Источник: Douglas Miller/Getty Images


Справа Майкл Леви, помощник хранителя Национальной галереи в Лондоне, обсуждает состояние «Портрета герцога Веллингтона» работы Гойи с Артуром Лукасом, главным реставратором, после того как портрет был возвращен в галерею после кражи в 1961 году. 4 мая 1965 года

Преступление выглядело дерзко и абсурдно одновременно: кто-то просто снял полотно со стены, когда охрана отвлеклась. Через несколько дней в газеты начали приходить письма от похитителя, который называл себя Кемптоном Бантоном. Он требовал, чтобы правительство направило 140 тысяч фунтов (примерно столько стоила картина) на оплату телевидения для британских пенсионеров, которые не могли себе его позволить.

Полиция не воспринимала это всерьез, пока через четыре года Бантон не явился сам с чистосердечным признанием и заявлением, что это была «моральная акция протеста». Картина вернулась невредимой, а Бантон, пожилой почтальон с Юга Англии, получил символический приговор — три месяца тюрьмы. История вошла в фольклор как самое вежливое и гуманное ограбление в истории Великобритании и даже легла в основу фильма «Герцог» (The Duke) 2020 года с Джимом Бродбентом и Хелен Миррен.

6. Стокгольм, 2000: грабители с вертолетом​

Источник: John


В декабре 2000 года Стокгольм пережил ограбление, достойное сценария голливудского боевика. Рано утром группа вооруженных людей приземлилась на крыше музея на вертолете, быстро спустилась внутрь и за несколько минут похитила три картины, в том числе работы Ренуара и Рембрандта общей стоимостью около 30 миллионов долларов.

Все было продумано до мелочей: чтобы выиграть время, преступники разбросали по дорогам вокруг музея металлические шипы и даже заложили муляжи бомб у полицейских участков, блокировав вылет других вертолетов.

Автопортрет Рембранта, который был похищен в 2000 году из Национального музея Швеции | Источник: Rights to be cleared for artworks not in public domain. No model release.


Автопортрет Рембранта, который был похищен в 2000 году из Национального музея Швеции

Расследование растянулось на годы. Несмотря на то что некоторые из участников были задержаны, картины исчезли из поля зрения на целое десятилетие. Позже часть похищенных полотен удалось вернуть: их нашли в подпольных хранилищах и даже в гараже в пригороде Стокгольма. Однако до сих пор остается неясным, кто именно стоял за воздушным налетом и кто профинансировал такую операцию.



7. Амстердам, 2002: кража в Музее Ван Гога​

Расследование, проведенное Финансовой гвардией (Guardia di Finanza), позволило спустя 14 лет после кражи этих двух картин в Нидерландах обнаружить их в коттедже в Кастелламмаре, принадлежащем известному наркоторговцу Раффаэле Империалу. Эти слова произнес бригадный генерал Джанлуиджи Д’Альфонсо, провинциальный командующий Финансовой гвардии Неаполя, в кулуарах пресс-конференции, организованной по случаю возвращения двух картин Винсента Ван Гога, украденных в декабре 2002 года из Музея Амстердама. | Источник: Legion Media

Расследование, проведенное Финансовой гвардией (Guardia di Finanza), позволило спустя 14 лет после кражи этих двух картин в Нидерландах обнаружить их в коттедже в Кастелламмаре, принадлежащем известному наркоторговцу Раффаэле Империалу. Эти слова произнес бригадный генерал Джанлуиджи Д’Альфонсо, провинциальный командующий Финансовой гвардии Неаполя, в кулуарах пресс-конференции, организованной по случаю возвращения двух картин Винсента Ван Гога, украденных в декабре 2002 года из Музея Амстердама.

7 декабря 2002 года Музей Ван Гога в Амстердаме стал местом одной из самых быстрых и наглых краж в истории Нидерландов. Около 7 часов утра двое мужчин, вооруженных лишь лестницей и кувалдой, забрались на крышу, разбили окно и всего за три минуты вынесли два полотна: «Вид на море у Схевенингена» (1882) и «Выход из протестантской церкви в Нюэнене» (1884). Сигнализация сработала, но охрана прибыла слишком поздно. К тому моменту грабители уже скрылись на велосипедах.

Полиции удалось задержать преступников, но картины долгое время считались безвозвратно утерянными. Лишь в 2016 году Интерпол сообщил, что полотна обнаружены в доме итальянского мафиози Рокко Моретти, связанного с кланом Каморры, во время крупной антинаркотической операции в Неаполе. Работы оказались в неплохом состоянии и вернулись в музей спустя 14 лет после кражи.

Почему грабителей не торопятся ловить​

Полиция нередко знает, кто стоит за кражей, но не может доказать вину без картины. Шедевры не продашь на аукционе, поэтому их или прячут десятилетиями, или используют как валюту в криминальных сделках.

Полиция и спецслужбы большинства стран ставят кражи искусства в нижнюю часть приоритетов. Убийства, терроризм, наркотрафик, финансовые преступления — все это требует больше ресурсов. Поэтому расследования «художественных» дел часто ведут небольшие отделы.

По оценкам Интерпола, на черном рынке искусства сегодня обращается около 50 000 похищенных произведений, и это лишь верхушка айсберга.

 
Назад
Сверху Снизу