
«Мы теперь с друзьями и знакомыми больше лично общаемся. Книжки читаем, в гости друг к другу ходим чаи гонять», — горько иронизируют жители Воронежа. Лето 2025 года для многих регионов России проходит под знаком отключений мобильного интернета, из-за чего жителям приходится менять привычный уклад. Шатдауны, число которых нарастает с каждым днем, приносят и реальные потери для предпринимателей. В том, как ограничения влияют на простых жителей и бизнес, что они предпринимают для того, чтобы смягчить негативный эффект отключений, а также какими советами для этого могут поделиться эксперты.
Машина времени
«Оплата только наличными! — такими словами встречает покупателей кассир на АЗС под Смоленском. — Вот отключили интернет с утра, до сих пор ничего не восстановилось». В самом Смоленске корреспонденту Forbes приходится вести машину без навигатора, ориентируясь на скачанную заранее офлайн-карту. В гостинице сотрудники предупреждают, что интернет есть в лобби, а в номерах на этажах «возможны проблемы».Такая картина стала привычной для миллионов россиян, живущих в условиях постоянных проблем с доступом в интернет. С каждым днем ситуация только усугубляется: новости об очередном шатдауне приходят регулярно из разных регионов. Самые большие сложности с отключениями у соотечественников в южных регионах так как они живут с ними дольше других.
«Про геолокацию мы забыли давно. Выйдя из дома, попадаешь в прошлое: без интернета не работает ничего. График отключения рандомный: недавно в центр Воронежа прилетало [атаки БПЛА] два раза, а интернет не выключали ни до, ни после. В эти выходные есть ощущение, что просто забыли его включить», — рассказывает Марина Соколова, работающая в одном из крупнейших банков России и живущая в Воронеже. По ее словам, смартфон становится «кирпичом» без интернета: «На нем завязано вообще все: от музыки до госуслуг, и никогда не знаешь, что может в какой-то момент понадобиться».
Ситуация с общественным транспортом в городе «ужасная», говорит Соколова. «Метро у нас нет, маршрутки после 22:00 практически не ходят, а те, что ходят, переполнены и утром, и вечером, ходят нечасто. Такси было спасением и удобным доступным способом передвижения. А теперь это практически предмет роскоши, его не вызвать, — рассуждает она. — В периоды отключения интернета ценник накручивают похлеще, чем в дождь со снегом и гололед, а так как включить его перманентно забывают, то такси просто стало очень дорогим. Не во всех маршрутках стоят терминалы для оплаты, в некоторых люди оплачивают переводом (в основном пригородные маршрутки), но без интернета оплатить нельзя».
Подобные свидетельства собрали еще у пары десятков человек, живущих в разных регионах страны — от Ярославля и Тулы до Екатеринбурга и Омска. Люди, в частности, жалуются на невозможность пользоваться сервисами аренды самокатов или автомобилей, кто-то не может забрать (или принять) заказ в пункте выдачи, иногда сложно купить продукты. «Отчим подрабатывает в «Яндекс Такси». Он не мог выйти на линию несколько дней: сервис перестал работать, очень долго были проблемы с интернетом и связью. Ему даже пришлось купить новый телефон, но это не помогло. Все решилось, только когда восстановилась связь», — рассказывает Мария Генералова из Екатеринбурга. «В Омске есть правый и левый берег (Иртыша), — объясняет местный житель Виктор Говоров. — На левом расположен аэропорт. И мобильного интернета там нет вообще».
«Его глушат совсем — ни один оператор не работает в городе, все бегают от Wi-Fi до Wi-Fi или сидят дома, учатся жить по старинке. Работают только звонки и смс. При этом во многих кафе не дают просто зайти и подключиться на 5 минут, чтобы ответить, например, на срочное сообщение в мессенджере, и стали менять пароли каждый день», — рассказывают жители Пскова. «Вся Тульская область без связи. Не ловит ни один оператор. Это длится уже несколько дней. Многие магазины, заправки, аптеки и даже Ozon не работают по причине отсутствия интернета. Я давно такого не видела. Лишь изредка он появляется на час или два», —
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
автор Telegram-канала «Приют эвакуированных лап», который помогает животным, лишившимся крова.Новая реальность
Регулярные ограничения мобильного интернета властями — новая реальность, в которой живет подавляющее большинство регионов России. Шатдауны фиксируются от Калининграда до Камчатки, на минувших выходных об этом сообщали в
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
, а также во всех крупных городах
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
, в понедельник, 28 июля, — в
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
крае,
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
и
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
области. С наступлением лета 2025 года их интенсивность и количество значительно выросли. По
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
проекта «На связи», сотрудничающего с «Обществом защиты интернета» (ОЗИ), в июне 2025 года в стране 655 раз «отключали» мобильный и домашний интернет, это в десять раз больше, чем в мае. За весь 2024 год, по наблюдениям аналитиков проекта, в мире было всего 296 таких инцидентов. Только 30 июня 50 регионов России
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
о шатдаунах.У отключений есть своя «цена»: согласно экспертным
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
ОЗИ, один час шатдауна приводит к убыткам на 46 млрд рублей для всей России и 9,6 млрд рублей только для Москвы (методика расчета базируется на модифицированном подходе Института Брукингса, описанного в
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
«Calculating the global economic cost of internet shutdowns»). «Во время отключений такси не работает, табло на остановках городского общественного транспорта не работает, мониторинг техники у бизнеса не работает, в пунктах выдачи заказа клиенты не могут получить заказы, на трассах в магазинах даже воды простой не получается купить — почти весь «жидкий» товар сейчас маркированный, — перечисляет президент ассоциации «Ростелесеть» Олег Грищенко. — Многие региональные операторы разворачивают дополнительные точки бесплатного Wi-Fi в общественных местах, чтобы снизить сложности для потребителей».Отключения мобильной связи и интернета бьют сразу по двум вещам: команде и продажам, констатирует основатель инвестиционного клуба «Лига Инвесторов» Евгений Ходченков (занимается консалтингом и сопровождает семьи в финансово-инвестиционных вопросах). «У меня два сотрудника из Саратова, и уже месяц-полтора взаимодействие с ними стало очень тяжелым. Сначала мы максимально старались подстраиваться: другие члены команды подхватывали важные вопросы, когда сотрудники просто пропадали. Спустя полтора месяца стало ясно, что так работать невозможно, — пришлось передать проекты другим, — рассказывает он. — Кроме того, мы сразу увидели, как просели продажи в тех городах, где есть перебои с интернетом и мобильной связью, это сильно влияет на покупки — там наши продажи снизились на 30-40%».
Особого внимания требует тема информационной безопасности, подчеркивают специалисты. В условиях шатдауна перестают функционировать зашифрованные каналы связи, системы авторизации и контроля доступа, обращает внимание IT-предприниматель и специалист по тестированию софта Артем Русов. «Это открывает уязвимости в защите данных и требует пересмотра внутренних регламентов. Как минимум — перехода на офлайн-политики хранения информации, ограничения объема передаваемых персональных данных, фиксации всех действий сотрудников на уровне оффлайн-протоколов. Многие компании попросту не готовы к такому формату работы», — резюмирует он.
Администрации на местах объясняют сбои «соображениями безопасности». «Уверен, каждый согласится: безопасность важнее всего — и людей, и инфраструктурных объектов, от которых во многом зависит уклад жизни городов и поселков. Прошу отнестись с пониманием. Ситуация временная», — писал, к примеру, в июне в Telegram-канале губернатор Псковской области Михаил Ведерников. К слову, не все руководители регионов склонны объяснять причины шатдаунов. Источник в одном из операторов связи и вовсе считает одной из главных проблем «неумение ряда региональных властей вести открытый диалог с населением, их отказ разъяснять причины, а порой склонность искажать их и перекладывать ответственность на операторов». «Доходит до таких случаев, как, например, в Омске, где с разницей в два дня губернатор области
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
блокировки «профилактическими работами» на сетях операторов, а потом в ответ на критику населения
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
версию на меры безопасности», — напоминает он.По мнению источника в одном из операторов связи, отрасли нужно сделать процесс ограничений управляемым: «Требуются smart-решения, которые позволят снизить влияние на клиентов и бизнес. Например, организовать отключения по часам по аналогии с аэропортами, которые приостанавливают работу на фоне атаки дронов на определенные часы. Важно организовать информирование населения об ограничениях с указанием сроков и масштабов отключений, что позволит подготовиться к ним и минимизировать влияние на ежедневную жизнь людей, — перечисляет он. — Наконец, бизнес не должен использовать ограничения в конкурентной борьбе, игнорируя распоряжения, задерживая введение их в силу или снижая их объемы вразрез с распоряжениями, так как на кону жизнь людей и сохранность инфраструктуры».
Власти ищут способы, как смягчить негативные последствия шатдаунов. В частности, как выяснил Forbes, Минцифры вместе с операторами связи
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
консультации о возможности обеспечивать бесперебойный доступ к критически важным цифровым сервисам даже в случае возможных ограничений в работе интернета.Среди рассматриваемых категорий, для которых обсуждается сохранение работы в ходе шатдаунов, — государственные платформы («Госуслуги»), банковские приложения и каналы экстренного оповещения, рассказали Forbes в билайне и подтвердили еще несколько источников в телекоммуникационной отрасли. Для этого предлагается организовать приоритизацию трафика к таким сервисам, и, по словам экспертов, эту задачу можно попробовать решить с помощью технических средств противодействия угрозам, установленных на сетях операторов. В «Мегафоне», МТС и Т2 от комментариев отказались.
Борьба с последствиями
Многие жители регионов выработали для себя правила, которые помогают им справиться с новой реальностью. «Первое — всегда иметь с собой наличку. Второе — перед выходом из дома проверить, чтобы на картах были деньги. Третье — скачать на телефон интересующие музыку/книги/подкасты. Четвертое — быть готовым идти пешком домой либо за миллион денег. Пятое — взять воду с собой. Шестое — взять физические скидочные карты в магазин. И седьмое — подумать, что может понадобиться в приложениях вне дома, и заскринить», — перечисляет работающая в одном из крупнейших банков России и живущая в Воронеже Марина Соколова.Несущий потери бизнес пытается минимизировать ущерб от ограничений. Так, Ozon обязал владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ) подключить кабельный интернет — ранее это было рекомендацией,
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
отраслевое издание Shopper’s: «Требование распространяется на ПВЗ, работающие в формате «Максимум бренда». Такие пункты открываются чаще всего: они расположены в отдельных помещениях на первых этажах жилых домов и оформлены в фирменном стиле Ozon».«Рекомендуем использование проводного интернета в ПВЗ Ozon, — заявили Forbes в компании. — Проводной интернет обеспечивает в крупных городах более стабильное подключение и, следовательно, более высокий уровень обслуживания клиентов. Однако мы понимаем, что в некоторых регионах, особенно в сельских и отдаленных населенных пунктах, подключение проводного интернета может быть затруднено или сопряжено с высокими затратами. В таких случаях у партнеров есть возможность оставить комментарий и сообщить о невозможности подключения проводного интернета без каких-либо санкций. Наши специалисты рассмотрят каждую ситуацию индивидуально и предложат возможные альтернативы для обеспечения качественного сервиса».
В «Яндексе», который владеет множеством популярных онлайн-сервисов и больше многих страдает из-за ограничений, на вопрос, какие меры предпринимает компания для облегчения жизни пользователей, делятся нехитрыми рекомендациями вроде «воспользоваться общественным транспортом или подождать, пока соединение восстановится». Клиентов каршеринга и сервиса самокатов в «Яндексе» заверяют, что специалисты службы поддержки «помогут завершить аренду или пересчитать оплату, но во время сбоев им может требоваться больше времени на обработку обращений». Что касается «Маркета», то покупателям советуют «попросить у оператора доступ к сети Wi-Fi в пункте, сделать скриншот со штрих-кодом заранее или прийти за заказом в другой удобный день», а для «бесперебойной доставки заказов» в «Еде» и «Лавке» увеличивают время доставки.
В ответ на сигналы о невозможности во время шатдауна купить товары, подлежащие маркировке, в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор системы «Честный знак») Forbes заявили, что компания разработала офлайн-модуль для касс, позволяющий проверять товар на признак блокировки и продавать маркированные товары без подключения к сети. Модуль предоставляется ЦРПТ бесплатно: «Если интернет пропадает, касса поверяет товар в локальном модуле. При подключении к интернету касса отправит чеки оператору фискальных данных и в систему «Честный знак».
При этом до 1 сентября 2025 года для лекарств действует послабление: если касса за полторы секунды не получила ответ через интернет, то можно продать препарат без проверки. Данные о продажах синхронизируются моментально после восстановления интернет-соединения. Механизм работает для всех маркируемых товарных групп воды, молочной продукции, парфюмерии, табака, шин и др. По данным ЦРПТ, уже более 100 000 организаций, включая практически весь крупный ретейл, применяют модуль для обеспечения бесперебойности продаж.
По словам Олега Грищенко, шатдауны уже привели к «массовым подключениям» на фиксированный интернет проводных операторов, которые показывают «важную роль в формировании гарантированного обеспечения населения связью»: «Подключаются разные категории потребителей — объекты торговли, банкоматы, дачники, обычные пользователи, кому раньше хватало мобильного интернета для работы и жизни».
На фоне нестабильной работы мобильного интернета растет спрос на спутниковый. Так, за II квартал 2025 года продажи последнего у «Триколора»
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
в 2,4 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост спроса фиксируют как в мегаполисах, так и в малых городах и отдаленных населенных пунктах. «В период частичных отключений мобильной связи мы зафиксировали рост среднесуточного трафика на сети DATAIX (распределенная защищенная пиринговая сеть в России, обеспечивающая прямой обмен трафиком между операторами связи и контент-генераторами) примерно на 10%», — говорит генеральный директор магистрального оператора связи GlobalNet Алексей Закревский. — Считаем, что это связано с увеличением числа подключений к ШПД-операторам (ШПД — широкополосный доступ к сети Интернет) и ростом трафика операторов. Пользователи массово подключали проводной интернет в качестве альтернативы использованию мобильной связи, что подтверждают и коллеги из группы компаний, в которую входят провайдеры домашнего интернета».
Отключения интернета косвенно сказываются на сервисах, использующих геоданные: на курьерских службах, агрегаторах такси, логистических сервисах, рассуждает основатель «Икс Кар Групп» и агрегатора такси «ИксКар» Максим Именинник. «Все карты, которые задействованы в их бизнес-процессах, требуют постоянного доступа в интернет. Офлайн-карт нужного уровня практически не существует. Также проблему для нас как для агрегатора такси составляет отключение GPS, — говорит он. — Но мы к ней адаптировались. Наш поставщик геоданных 2ГИС предложил технологию Radar API, которая умеет определять геопозицию по альтернативным источникам данных — триангуляции, Bluetooth-меткам, сотовым сетям. Она тоже «подсбаивает», но все же работает, и наши водители могут ездить».
По данным 2ГИС, во II квартале 2025 года количество скачиваний офлайн-карт городов в России в целом выросло на 26% по сравнению с I кварталом, при этом карту с базой данных Москвы скачали на 40% больше, чем в предыдущем квартале, карту Санкт-Петербурга — на 35%.
Бизнес начал адаптироваться к новым условиям, подключать проводной интернет, офлайн-кассы, делится наблюдениями Артур Саркисян, CEO Calltouch (входит в «Ростелеком»). Это приводит к новым расходам, замечает он: например, для подключения офлайн-кассы нужно перерегистрировать аппарат, купить дополнительные модули, ПО. «Однако в случае отключения интернета это позволит продолжить нормально работать. Также создают резервные каналы связи с клиентами, набирают дополнительных людей в службы технической поддержки», — говорит Саркисян, оценивая убыток небольшой компании или предпринимателя во время шатдаунов в сумму до 50% от оборота.
Трудности сближают предпринимателей. Генеральному директору Motive agency&production Сергею Житинцу известен случай локальной кооперации: «В масштабах одного большого центра собственники торговых точек прокинули себе проводной интернет и от него раздали через несколько систем уже на свои точки».
Что делать
Как быть бизнесу и простым гражданам? Forbes попросил бизнес-консультанта по информационной безопасности Positive Technologies Алексея Лукацкого сформулировать рекомендации, как пользователям подготовиться к отключениям:- организовать проводное подключение к интернету дома с разворачиванием беспроводных точек доступа в квартирах, что даст возможность быть на связи, находясь в стационарном месте;
- установить на телефон приложения с оффлайн-картами (например, Maps.me) или пользоваться функцией оффлайн-навигации в тех же картах Google (построение маршрута требует наличия интернета, но затем можно его уже не использовать);
- в некоторых приложениях можно создавать QR-коды для оплаты, которые считываются POS-терминалами даже при отсутствии связи («Вопрос только в том, будет ли работать сам терминал оплаты, которому может требоваться онлайн-соединение с ФНС для передачи фискальных данных», — обращает внимание Лукацкий);
- заранее загружать в смартфон электронные билеты и другие документы;
- в условиях цифрового коллапса наличные снова в моде;
- задуматься об использовании eSIM другого оператора связи («Иногда бывает так, что мобильный интернет отключают выборочно — по операторам или по регионам. Альтернативный оператор мобильной связи может временно помочь решить проблему», — указывает эксперт).
- установить стационарные терминалы с проводным Ethernet-подключением или использовать модели, поддерживающие переключение между сотовой связью и Wi-Fi. Также POS-терминалы должны поддерживать «автономный режим», чтобы платежи кэшировались и подтверждались позже, после появления связи;
- рассмотреть вариант с подключением спутникового интернета, который может быть альтернативой для офисов и стационарных точек продаж;
- реализовать автоматизацию переключений между резервными каналами связи — мобильным интернетом, спутниковым, Wi-Fi, проводным соединением и отложенной оплатой через QR-коды или иные механизмы;
- подключить оплату с помощью QR-кодов (клиент сканирует товар, платит через свой банк, показывает подтверждение) или через NFC с последующей проверкой («Это, однако, требует выстраивания соответствующих антифрод-механизмов — лимиты по суммам, списки лояльных покупателей и т.п.», — оговаривается эксперт);
- заранее загружать в навигаторы маршруты курьеров, такси, беспилотного транспорта;
- перестраивать процессы, активно задействуя резервирование каналов связи и систем, в расчете на цифровой блэкаут, обучая персонал действовать в условиях отключения мобильного интернета.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация