
Розничные цены на бензин с начала года выросли на 7-7,5%, биржевые — на 33-46%. В условиях снижения производства из-за атак на НПЗ Российский топливный союз (РТС) предложил отвязать стоимость бензина на заправках от общего уровня цен на товары и услуги, правительство обещало подумать. Почему обычные методы сдерживания цен на бензин и дизель не работают и собирается ли государство помогать нефтяникам ?
По последним
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Росстата, цены на бензин АИ-95 на АЗС к 8 сентября с начала года выросли на 7,5%, на АИ-92 — на 7,2%. При этом на ту же дату индекс потребительских цен (ИПЦ)
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
на 4,03%, то есть темп роста цен на бензин опередил потребительскую инфляцию.Российский топливный союз (РТС),
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
29 ассоциаций и предприятий, созданных участниками рынка нефтепродуктов различных российских регионов, направил письмо вице-премьеру Александру Новаку с
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
прекратить сдерживать розничные цены на бензин в рамках потребительской инфляции. В письме, которое цитирует ТАСС, РТС указывает, что в настоящее время рост розничных цен на моторное топливо таргетируется по уровню инфляции, характеризующемуся ИПЦ, который рассчитывается Росстатом. В письме говорится, что в структуру потребительских расходов населения в рамках расчета ИПЦ входит около 800 позиций, подавляющее большинство которых не относится к факторам, формирующим себестоимость топлива, отраслевые же издержки при этом не учитываются. Поэтому союз предлагает ограничивать рост цен на АЗС специальным композитным индексом, включающим, кроме ИПЦ, важнейшие факторы, влияющие на цену топлива: налоговую и кредитную нагрузку, минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и средние зарплаты, транспортные тарифы и тарифы ЖКХ, стоимость обновления оборудования. РТС отмечает, что в нынешнем году эти показатели росли темпами, опережавшими инфляцию: акцизы на бензин выросли на 13,5%, налог на прибыль поднялся на 5 п. п., до 25%, МРОТ вырос на 16,6%, а средняя зарплата по стране — на 15,1%, тарифы РЖД поднялись на 13,8%, а тарифы ЖКХ — на 13,1%, кроме того, подорожали кредиты.«С учетом приведенных ценообразующих факторов композитного индекса по итогам 2024 года розничные цены [на бензин] имели бы рост примерно на 15%, —
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
глава РТС Евгений Аркуша «Интерфаксу». — По данным Росстата, в 2024 году розничные цены
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
на 11,1% при
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
9,52%. Но рост цен на АЗС удалось сдержать за счет потерь рентабельности розничного ретейла, что негативным образом сказывается на экономике заправочных сетей в России. И эти потери растут с каждым годом». Новак дал поручение Минэкономразвития, Минэнерго, Минфину, ФАС и Росстату рассмотреть предложение РТС и представить результаты его проработки до 25 сентября. Министерство энергетики не стало комментировать предложение РТС, сообщив Forbes, что ведомство «ведет планомерную работу по обеспечению стабильных поставок моторного топлива потребителям сдерживанию роста цен», а также «в ежедневном режиме проводит работу регионами и предпринимает все необходимые меры для бесперебойного обеспечения экономики и населения страны топливом».
Ситуация форс-мажора
Хотя законодательно розничные цены никак не регулируются, власти следят, чтобы темпы роста цен на АЗС не сильно ускорялись. Генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов Open Oil Market Сергей Терешкин напоминает, что в течение многих лет в стране действует негласное правило: темпы прироста розничных цен на бензин и дизель не должны превышать общие темпы потребительской инфляции. Если это правило нарушается, говорит он, то регуляторы закрывают экспорт. Однако, полагает Терешкин, в нынешнем году ситуация усугубилась из-за ударов по НПЗ, вынудивших заводы сократить выпуск топлива. Сейчас рост цен вновь опередил динамику инфляции в том числе из-за обострившихся рисков дефицита, отмечает он. «Поэтому в отрасли появляются голоса, призывающие (и вовсе не без оснований) выбрать новый ориентир, поскольку в ситуации форс-мажора нельзя использовать прежние меры», — говорит Терешкин.Председатель фракции партии «Справедливая Россия-За правду» в Госдуме Сергей Миронов, немедленно
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
на предложение РТС, назвав его «верхом наглости». «Воротилы топливного бизнеса предлагают учитывать не только инфляцию, но и налоговую, кредитную нагрузку отрасли, рост зарплат персонала, увеличение тарифов, стоимость модернизации, ремонта оборудования и даже кадровые вопросы. Одним словом — любые издержки. И все это хотят включить в конечную стоимость топлива. А значит, нанести еще один удар по благосостоянию граждан и еще больше разогнать инфляцию в стране», — сказал Миронов. Он также выразил серьезное опасение, что правительство «пойдет на поводу у «бедных» нефтяников и разрешит им задирать цены».Предложение РТС чревато двумя негативными последствиями: во-первых, цены на бензин продолжат рост, и во-вторых, такое решение, в случае его принятия, будет и дальше раскручивать инфляцию, полагает независимый аналитик Леонид Хазанов. По его мнению, в результате пострадавшими окажутся многие отрасли российской экономики. «Например, будет нанесен мощный удар по сельскому хозяйству, весьма чувствительному к динамике стоимости нефтепродуктов, включаемой агрохолдингами и фермерскими хозяйствами в издержки наряду с ценой на пестициды и минеральные удобрения, — говорит Хазанов. — Соответственно, неясными будут перспективы очередных полевых работ и в конечном счете урожая важнейших сельскохозяйственных культур».
По словам эксперта, повышение цен на бензин почувствуют пассажирские и грузовые автоперевозчики, которые будут вынуждены поднимать тарифы, тем самым стимулируя отправителей товаров переориентироваться на транспортировку по железным дорогам. Обыватели пересядут на электрички, прогнозирует Хазанов. В долгосрочной же перспективе возможен спад пассажирских и грузовых автомобильных перевозок и даже банкротство отдельных логистических компаний, считает эксперт.
Предложения РТС справедливы, спорит руководитель проекта Tekface, эксперт Межотраслевого экспертно-аналитического центра Союза нефтегазопромышленников России Ирина Кезик. «В прошлом году ввели запрет на экспорт, в нынешнем регуляторы пошли тем же путем, но решить проблемы с топливообеспечением не удалось, потому что фокус проблем сместился на внеплановые ремонты НПЗ», — объясняет она.
Получит ли поддержку инициатива РТС? «Минэкономразвития вряд ли пойдет на это и будет стараться сохранить текущее правило розничного ценообразования — «инфляция минус», — предполагает Кезик. — Можно только представить, как «поплывет» государственное планирование, если при формировании цены мы будем учитывать не только инфляцию, но и прочие факторы, которые могут меняться время от времени. Представителям розничного рынка нужно только набраться терпения. Даже если кто-то из них обанкротится, на его место придет другой, более предприимчивый — вероятно, такая логика у регуляторов».
Бычий рынок
Согласно нормативу, утвержденному совместным
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
ФАС и Минэнерго, не менее 15% бензина об общей торговли должно продаваться на бирже (ФАС
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
возможность повышения этого норматива до 17%). В 2024 году производство бензина в России
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
41,1 млн т, то есть через биржу должно проходить как минимум 6,2 млн т, хотя в 2024 году
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
торгов был значительно большим, составив 10,9 млн т. В отличие от розничных цен котировки бензина на бирже никем не регулируются. Как ранее
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Forbes, цена бензина на Петербургской бирже в августе резко выросла, несмотря на введение правительством полного запрета экспорта
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
в августе,
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
в сентябре. Бензин АИ-95 подорожал с января на 46%, до 80 816 рублей за т, побив рекорд сентября 2023 года в 76 876 рублей за т. АИ-92 вырос в цене на 33%, немного не дотянув до рекорда сентября 2023-го в 70 508 рублей за т. По
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
на 17 сентября, бензин АИ-95 на бирже с тех пор немного снизился, до 79 410 рублей за т, хотя АИ-92 поднялся до 73 208 рублей за т, превысив рекорд сентября 2023 года.Баланс на рынке ухудшился из-за последствий ударов по инфраструктуре НПЗ и сокращения производства бензина, отмечает аналитик фондового рынка УК «Альфа-Капитал» Алина Попцова. По
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
МЭА, на которые она ссылается, атаки на НПЗ в августе, месяце с сезонно высоким спросом, привели к выпадению 250 000 баррелей в сутки с рынка, или около 5% общей мощности российских НПЗ.«Ситуация, впрочем, остается под контролем: НПЗ потеряли часть мощностей, но продолжают выпускать топливо, а часть дефицита может быть покрыта за счет резервов и более удаленных восточных предприятий, — говорит Попцова. — При этом запрет на экспорт бензина имеет недостаточный эффект в условиях жесткого регулирования рынка и структурных проблем, и поэтому необходимым видится пересмотр демпферного механизма».
Атаки на российские НПЗ продолжаются, пик спроса на путешествия по стране не пройден, уборочная компания в самом разгаре, плюс столь ожидаемая поправка по демпферу за август так и не принята до сих пор, комментирует ситуацию независимый аналитик Максим Шапошников.
Что такое демпфер и поправки к нему? Действующий демпферный механизм призван обеспечить стабильность внутренних цен на топливо. Демпфер рассчитывается исходя из разницы между экспортной стоимостью бензина и его индикативной внутренней ценой, устанавливаемой законодательно. Когда экспорт становится выгоднее поставок на внутренний рынок, государство компенсирует разницу производителям. В качестве экспортной используется цена бензина в Роттердаме, а в качестве внутренней — фиксированный порог в 60 450 рублей за т бензина АИ-92. Демпфер обнуляется, если в среднем за месяц оптовые цены на бензин превышают индикативные цены более чем на 10%, то есть становятся выше 66 495 рублей за т. Поскольку в августе средняя цена на бензин составила 69 340 рублей за т, выплаты по демпферу, согласно действующим правилам, должны обнулиться, указывает Шапошников.
Ранее
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
, что правительство планировало поднять точку отсечения демпфера на бензин с 10% до 15%, на дизель — с 20% до 25%, чтобы нефтяники могли рассчитывать на компенсационные выплаты при текущих ценах. Это решение так и не было принято. Но заместитель министра финансов Алексей Сазанов
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
журналистам, что Минфин готов смягчить правила выплат нефтяникам компенсаций из бюджета за удерживание оптовых цен. «На этом фоне нефтяники пытаются продавить рост розничной цены, чтобы сохранить экономику переработки и заработать на рыночном ажиотаже, — говорит Шапошников. — Добавляет масла в огонь все еще очень высокая ставка ЦБ, которая заставляет АЗС увеличивать розничные цены и подгоняет биржевой спрос».
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация