vaspvort
Ночной дозор
Команда форума
Модератор
ПРОВЕРЕННЫЙ ПРОДАВЕЦ
Private Club
Старожил
Migalki Club
Меценат💎
После «космического» октября с продажами в 166 тыс. легковушек автодилеры ждали, что ноябрь хотя бы удержит планку. Чуда не случилось: продажи меньше на 23% к предыдущему месяцу. И это еще не все сюрпризы ноября: на фоне падения продаж средневзвешенные цены взлетели, а премиум-сегмент и «электрички», прыгая в последний вагон, только нарастили долю. Между тем неумолимо сдает позиции Lada.
Причины ноябрьского обвала на ежемесячной оперативке аналитического агентства «Автостат» 4 декабря раскрыл исполнительный директор Сергей Удалов.
Причины обвала: таможенный коллапс и паника из-за утиля
Динамика продаж, отметил эксперт, повторяет прошлогоднюю: с одной стороны, играет роль сезонность, с другой — изменение утильсбора, который повысит стоимость автомобилей мощностью свыше 160 «лошадей». Попытки запрыгнуть в последний вагон сдвинулись к зиме (в 2024-м реформа утиля случилась в октябре, в этом году — с 1 декабря). Итоги ноября по легковушкам — 127,9 тыс. штук, с падением на 23% к октябрю, и ростом на 5% к прошлому году (напомним, октябрь принес 166 тыс. продаж легковушек, сентябрь — 122,7 тыс. шт.).Этот ноябрьский срыв лишь усугубил общие негативные тенденции года. Уныло себя чувствуют все типы транспортных средств: за 11 месяцев 2025 года рынок сжался на 21% (1330,9 тыс. в текущем периоде против 1681 тыс. год назад), хуже всех приходится группе тяжелых грузовиков — на 56% (41,8 тыс. в 2025-м против 95,5 в 2024-м). На этом фоне у легковых машин дела идут пободрее — падение всего на 18% год к году (1189,5 тыс. штук за 11 мес., годом ранее за тот же период продались 1447,8 тыс.). Впрочем, итоги года удалось несколько сгладить за счет относительно бодрых осенних месяцев.
На продажи ноября повлияла пропускная способность таможни (очереди растягивались на недели, а в последние выходные ноября Дальневосточные погранпереходы были вынуждены перейти на круглосуточную работу), а также неопределенность со стартом изменений по утилю (изначально он анонсировался на 1 ноября).
— Много машины везут на заказ на конкретного конечного пользователя — продавцы торопились, так как понимали, что могут не успеть, машины застрянут на границе, и в итоге столкнуться с новым утилем, и многие притормозили заказы, — объяснил Удалов.
Эта неопределённость моментально отразилась на поведении покупателей и дилеров. Нагнетание, что «завтра станет дороже» привело к тому, что машины стали быстрее распродаваться, некоторые дилеры, начиная с октября, стали поднимать цены и отменять скидки.
Цены вверх, спрос — на премиум и электрички
В результате, рынок резко переориентировался. Доля продаж премиального сегмента выросла до 12%, вместо обычных 9-10%), доля SUV (спортивно-утилитарный автомобиль) в ноябре поднялась до 74% (традиционно до 70%). То же касается «электричек» и гибридов, по которым утиль ударит сильнее, чем по ДВС и добавит к цене по 1-2 млн рублей — их доля на рынке в ноябре выросла на 13%.Новая карта рынка
В ноябре кусок пирога Lada сократился до 21% (27,4 тыс. штук), в сравнении с прошлым годом это меньше на 28%, и на 18% к октябрю. Набирают обороты продажи автомобилей локальной сборки: на третье место вышел Tenet, который достаточно быстро замещает Chery. В итоге из тройки лидеров позиции «родительской» марки спустились на 9 место, а Tenet прибавил месяц к месяцу 15% и отвоевал 8% рынка. Аналогично Belgee активно замещает Geely: связка Geely (9,67 тысячи штук) и Belgee (8,33 тысячи штук) в совокупности собрала около 18 тысяч продаж, доля на рынке в ноябре превысила 14%, продажи Solaris (4,11 тысячи штук) выросли в 3 раза. И в следующем году, полагает Удалов, этот объем продолжит расти.В попытке успеть прыгнуть в последний вагон и завезти машины с низким утилем в разы увеличилась и доля глобальных брендов — BMW в 2,7 раза, Toyota в 2 раза.
На фоне дорожающих новинок оживился рынок машин с пробегом. В ноябре они разошлись тиражом в 625 тыс., +19% к прошлому году, и -4% к октябрю. Всего за 11 мес. было куплено 5697,5 тыс. машин с пробегом.
Итогом всех этих процессов стал уверенный рост цен на всех сегментах. Средневзвешенные цены на новые машины выросли до 3,54 млн, это на 16% выше по отношению к прошлому году, и 2,9 % к октябрю 2025-го. Отчасти вверх двигает цены падение доли Lada на рынке (сейчас, напомним, у марки 21%, годом ранее она превышала 30%).
На рынке машин с пробегом похожая история и тренды — средневзвешенная цена сегодня 1,3 млн, это на 13% больше, чем год назад и на 1,1% выше, чем в октябре.
Импорт новых машин продолжает держаться на пике — 55,9 тыс. шт. было ввезено в ноябре (это на 9% меньше, чем год назад, 49,5 тыс. в октябре), в лидерах Geely и Jetour.
Автомобилей с пробегом к нам приехало 59,8 тыс., это на 83% больше, чем в прошлогоднем ноябре (почти 60 тыс. в октябре), и максимальный ввоз за последние два года. Лидирующие позиции у Toyota.
Из стран-импортеров новых легковушек по прежнему держится Китай (64%) и Киргизия 21%), по машинам с пробегом лидирует Япония (34,2%, везут машины с двигателем объемом менее 1,6 литра, бОльшие объемы движков при экспорте в РФ ограничила сама Япония), наращивают объемы Корея (24,8%) и Китай (18,3%), причем из Поднебесной к нам едут в основном глобальные бренды.
Все дорожает, а в январе ждут новый удар
Главный драйвер рыночной лихорадки — утильсбор — продолжит давить на рынок. Его январская индексация принесет очередное повышение цен. В декабре продажи еще могут показать неплохой результат, а в январе–феврале, вероятно, наступит пауза. «А дальше, — полагает Сергей Удалов, — все будет зависеть от „ключа“ и экономики в целом».Источник









