Суды трех инстанций поддержали решение ФАС о недопустимости получения банком принудительного согласия на рассылку рекламных SMS-сообщений в договоре на оказание услуг. Хоум кредит энд финанс банку придется заплатить штраф, наложенный на него за телефонный спам почти два года назад.
[H2]Штраф за SMS[/H2]
Ставшему в конце августа 2022 г. полностью российским Хоум кредит энд финанс банку придется заплатить в казну штраф в размере 350 тыс. руб. Он был наложен на организацию Московским управлением Федеральной антимонопольной службой (ФАС) еще в январе 2021 г. Однако банк с таким решением надзорного ведомства не согласился и пошел в суд, где к концу сентября 2022 г. последовательно проиграл в трех инстанциях.
Спорная ситуация касалась рассылкой банком рекламных SMS-сообщений. Как сообщает столичное УФАС, они были направлены на привлечение внимания к предоставлению банковских услуг, имели целью формирование и поддержание интереса к ним и их продвижению. «Было установлено, что такие спам-рассылки имеют регулярный характер, направляются не одному абоненту, а неопределенному кругу лиц, содержат в себе сведения, направленные на побуждение абонента пользоваться услугами продавца товаров», — указывает ведомство.
Как отмечается в судебных документах Арбитражного суда Москвы (первая инстанция), в который со своим иском банк обратился 24 августа 2021 г., ФАС свое решение вынесла по итогам разбирательство по жалобе физического лица — получателя спама. Ему 12 октября 2020 г. пришло SMS «Александр, ставки снижены! Теперь кредит от 7,9%, ваш лимит до 956 000 р. Оформить онлайн hcrd.ru/sale 88007007655 ООО "ХКФ банк"».
[H2]Вынужденное согласие[/H2]
Рассмотрев жалобу, УФАС установило, что с ранее с клиентом был заключен договор и открыт для него счет в Хоум кредит банке. При подписании договора заемщик согласился в том числе и на осуществление банком и третьими лицами по поручению банка рассылки рекламных SMS-сообщений о любых действующих и новых услугах банка и его партнеров, а также «иной информации» о них.
Не научившийся на своих ошибках российский банк наказан за спам-SMS по навязанному договору
«Согласно позиции антимонопольного органа, согласие на распространение рекламы должно носить явно выраженный характер и не может иметь иную форму, например на получение какой-либо иной информации, — заявляет УФАС. — У клиента банка не было объективной возможности каким-либо образом повлиять на условия договора. Отказ лица от одного из условий такого договора приравнивается к отказу от заключения договора в целом».
Таким образом, можно заключить, что в понимании Московского УФАС клиент дал свое согласие на получение SMS под принуждением, в то время как отдельного добровольного своего согласия он на них он не давал.
«Как признал суд в кассационной инстанции, банк в настоящем случае не предпринял достаточных мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства о рекламе», — резюмирует итоге разбирательства УФАС.
Источник
[H2]Штраф за SMS[/H2]
Ставшему в конце августа 2022 г. полностью российским Хоум кредит энд финанс банку придется заплатить в казну штраф в размере 350 тыс. руб. Он был наложен на организацию Московским управлением Федеральной антимонопольной службой (ФАС) еще в январе 2021 г. Однако банк с таким решением надзорного ведомства не согласился и пошел в суд, где к концу сентября 2022 г. последовательно проиграл в трех инстанциях.
Спорная ситуация касалась рассылкой банком рекламных SMS-сообщений. Как сообщает столичное УФАС, они были направлены на привлечение внимания к предоставлению банковских услуг, имели целью формирование и поддержание интереса к ним и их продвижению. «Было установлено, что такие спам-рассылки имеют регулярный характер, направляются не одному абоненту, а неопределенному кругу лиц, содержат в себе сведения, направленные на побуждение абонента пользоваться услугами продавца товаров», — указывает ведомство.
Как отмечается в судебных документах Арбитражного суда Москвы (первая инстанция), в который со своим иском банк обратился 24 августа 2021 г., ФАС свое решение вынесла по итогам разбирательство по жалобе физического лица — получателя спама. Ему 12 октября 2020 г. пришло SMS «Александр, ставки снижены! Теперь кредит от 7,9%, ваш лимит до 956 000 р. Оформить онлайн hcrd.ru/sale 88007007655 ООО "ХКФ банк"».
[H2]Вынужденное согласие[/H2]
Рассмотрев жалобу, УФАС установило, что с ранее с клиентом был заключен договор и открыт для него счет в Хоум кредит банке. При подписании договора заемщик согласился в том числе и на осуществление банком и третьими лицами по поручению банка рассылки рекламных SMS-сообщений о любых действующих и новых услугах банка и его партнеров, а также «иной информации» о них.
Не научившийся на своих ошибках российский банк наказан за спам-SMS по навязанному договору
«Согласно позиции антимонопольного органа, согласие на распространение рекламы должно носить явно выраженный характер и не может иметь иную форму, например на получение какой-либо иной информации, — заявляет УФАС. — У клиента банка не было объективной возможности каким-либо образом повлиять на условия договора. Отказ лица от одного из условий такого договора приравнивается к отказу от заключения договора в целом».
Таким образом, можно заключить, что в понимании Московского УФАС клиент дал свое согласие на получение SMS под принуждением, в то время как отдельного добровольного своего согласия он на них он не давал.
«Как признал суд в кассационной инстанции, банк в настоящем случае не предпринял достаточных мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства о рекламе», — резюмирует итоге разбирательства УФАС.
Источник








