Загадка Рудольфа Дизеля. Трагичная история изобретателя легендарного мотора

vaspvort

Ночной дозор
Команда форума
Модератор
ПРОВЕРЕННЫЙ ПРОДАВЕЦ
Private Club
Старожил
Migalki Club
Меценат💎
Регистрация
10/4/18
Сообщения
6.482
Репутация
11.338
Реакции
18.110
USD
0
Сделок через гаранта
18
Гениальные изобретатели - это в идеале глубокие старички в лабораториях, которые после озарения получают всеобщее признание и доживают в покое до глубоких седин. Реальная биография Рудольфа Дизеля - "антисказка" и сюжет, более подходящий для шпионского триллера, чем биографии инженера.

Гражданин Европы XIX века

Принято считать, что дизельный мотор - порождение немецкого порядка и прагматизма. Но его создатель с немецкими корнями родился в Париже в 1858 году, бежал с родителями от франко-прусской войны в Лондон и лишь потом осел в Германии. Рудольф Дизель был настоящим европейцем - человеком без четкой национальной принадлежности. Возможно, это предопределило его трагедию. Во время нарастающего национализма и противостояния государств в Европе у изобретения без родины не могло быть надежных покровителей.

Судьба инженера-вундеркинда была предсказуема: лучшие школы, а затем Мюнхенский политех, который он окончил с отличными оценками. Но Дизеля манила не карьера успешного менеджера, а идея-фикс, посетившая его еще на студенческой скамье.

Мечта об идеальном моторе

Его одержимостью стал КПД. Дизель видел, как паровые машины бездарно рассеивают 90% энергии угля в атмосфере. Это было нерационально, неэкономично и глупо. Он задумал создать тепловую машину с максимальным коэффициентом полезного действия - двигатель, который бы не растрачивал, а использовал каждую "каплю" энергии.

Его озарение было гениально и парадоксально. Все знали: если слишком сильно сжать топливно-воздушную смесь, она взорвется раньше времени. Решение Дизеля - убрать топливо из сжимаемой смеси. Т.е. сжимать только воздух, раскаляя его до 600 градусов, и лишь в самый пик впрыскивать топливо, которое будет воспламеняться от одного соприкосновения с нагретой средой. Никаких свечей и капризных систем зажигания. Элегантно, просто и надежно.

Путь от гениальной теории до первого "тарахтения" мотора занял годы. Тот исторический запуск 1894 года длился всего минуту. Агрегат сделал 88 оборотов и затих. Но для Дизеля это был "рев триумфа".

Признание, богатство и трещины в фундаменте успеха

Промышленный магнат Фридрих Крупп увидел в этом потенциал. После череды неудач и упорного труда в 1897 году мир увидел Motor 250/400 - одноцилиндровую махину весом в 5 тонн. При объеме в 20 литров он выдавал неслыханный по тем временам КПД в 26% - вдвое больше, чем у паровых машин.

Лицензии на производство его мотора скупали по всему миру. Он стал богат и знаменит. Но оказался... ужасным бизнесменом. Талантливый инженер, он думал формулами и чертежами, а не курсами акций. Его инвестиции в недвижимость и фондовый рынок оказались провальными. Финансовое благополучие после неудачных вложений оказалось призрачным.

Исчезновение. Финал, достойный пера Агаты Кристи

29 сентября 1913 года Рудольф Дизель поднялся на борт парохода "Дрезден", направлявшегося в Лондон. Вечером он был спокоен, ужинал, шутил и пожелал спутникам спокойной ночи. Утром его каюта была пуста. Он исчез.

Версии, как в хорошем детективе, множились. По одной из них разорение и депрессия могли довести до суицида.
По другой - Дизель вез в портфеле документы для британского Адмиралтейства. Его наработки могли быть стратегическим "товаром" и ключом к победе в грядущей войне на море. Немецкая разведка могла устранить своего гения, чтобы он не продал секреты будущему противнику.
По-третьей - британская разведка "изъяла" его для работы на своих верфях, инсценировав смерть изобретателя. Слишком уж резко после этого канадская компания Vickers пошла вверх в дизелестроении.

Через несколько дней рыбаки нашли в море чье-то тело. Родные опознали вещи, но сам труп… был не определен. Слишком удобно для чистой случайности...

Триумф его мотора

Рудольф Дизель не застал, как его двигатель стал сердцем подлодок, танков, кораблей и всей мировой индустрии. Он создал одно из самых эффективных технических устройств в истории человечества," но не смог рассчитать КПД собственной жизни...

 
  • Теги
    авто двигатель наука
  • Назад
    Сверху Снизу