Медицинскую помощь хотят разделить на базовую и сверхбазовуюНаселение стареет, новые медицинские технологии появляются постоянно, поэтому расходы на медицинскую помощь постоянно растут. И ни одна страна мира пока, увы, не может позволить себе полное покрытие затрат на здоровье для своих граждан. Поэтому во всем мире ищут разные пути решения проблемы. Например, софинансирование медицинской помощи пациентами; лекарственное страхование; наказание пациентов, ведущих нездоровый образ жизни или не проходящих диспансеризацию, например, лишением права на бесплатное лечение. Какие из этих путей могут быть реализованы в России — это этом эксперты говорили в ходе открывшегося в Москве ежегодного V Конгресса «Право на здоровье».
Одно из предложений — разделить программу госгарантий оказания медицинской помощи россиянам на две части: базовую и сверхбазовую. Первая будет распространяться на всех, вторая — только на тех, кто придерживается ЗОЖ. Однако эксперты считают это предложение спорным.
«Пациент в РФ имеют право на здоровье, — напоминает директор Федерального центра планирования и организации лекарственного обеспечения граждан Минздрава Росси Елена Максимкина. — Да, есть идея установить базовый и сверхбазовый объемы медпомощи для пациентов, соблюдающих правила игры. Но нужно ли наказывать пациента, если он не сделал прививку и заболел? Нужно ли оплачивать больничный? Это сложная тема».
Как отмечает генеральный директор ФГБУ «ЦЭККМП» Минздрава России Виталий Омельяновский, сегодня базовая помощь оказывается за счет средств ОМС, а есть ещё бюджетное финансирование: «Ни в одной стране мира государство не финансирует все новые технологии, и не надо сравнивать с СССР, когда была другая медицина и другая ее стоимость. Сегодня часть новых технологий финансируется государством или страховой медициной, а часть остаётся бременем пациентов. И государство устанавливает приоритеты: у нас это дети, инвалиды, пациенты с жизнеугрожаюшими патологиями, трудоспособные пациенты. Но всегда есть явные и скрытые ограничители — если больные с инвалидностью получают определенные бесплатные лекарства, то без инвалидности — не получают. Больному нужна операция, а квоты исчерпаны. Ему положен препарат — а его не завезли в регион. И если государство не может оплатить лечение, пациенту часто приходится платить за себя. Настанет момент, когда эти ограничения неизбежно будут перенесены в программу госгарантий»
«Этот вопрос ежегодно ставится перед принятием бюджета, — добавляет депутат Госдумы РФ Айрат Фаррахов. — да, расходы на медицинское обслуживание растут, но пока мы находим более умные решения, чем заставлять людей платить дополнительно. Сегодня уровень доходов граждан в целом не позволяет дополнительно тратить на свое здоровье. А что будет с теми, кто не может позволить себе сверхбазовую программу? Поэтому мы ищем другие пути: например, более активного использования цифровой медицины для повышения доступности помощи».
Недавний опрос организации «Право на здоровье» показал, что более 50% россиян приходилось доплачивать за медицинские услуги в рамках ОМС в разных формах: от подарков врачам до покупки лекарств за свой счет. Чтоит ли узаконить практику софинансирования, , когда часть услуг оплачивает государство, а часть — само население?
«В системе ОМС я бы не хотела столкнуться с софинансированием. Однако система здравоохранения предусматривает не только помощь в рамках государственных гарантий, но и то, что пациент может оплатить себе дополнительно: например, более дорогой препарат, дополнительные, не назначенные врачом методы исследования или возможность пройти плановую диагностику или процедуру ночью. Помощь, которая гарантируется бесплатно, должна быть понятна и прозрачна. Соплатежи возможны, если пациент хочет более дорогое лечение, но не должны отражаться на помощи по программе госгарантий», — считает эксперт.
По мнению другого эксперта
, этот вид финансирования в стране частично реализуется: несколько лет назад принят закон о том, что те, кто получает кто более 5 млн рублей в год, платят более высокий подоходной налог, и часть средств идет на медицинскую помощь детям. Однако, по словам депутата, перспектив введения Добровольного софинансирования нет.
Ещё один возможный путь оптимизации расходов медицины — введение системы лекарственного страхования (возмещения). Такая система действует во многих странах мира. В России 6 лет назад провели пилотный проект по лекарственному возмещению в Кировской области (жителям оплачивали 50% стоимости препаратов), однако масштабирован эксперимент не был. И эксперты считают это упущением.
Приводили на Конгрессе в пример страны, где нет системы лекарственного возмещения и даже системы льготного обеспечения, однако там достигнута высокая продолжительность жизни, и большинство населения одобряет систему здравоохранения. Некоторые считают, что России надо двигаться в направлении лекарственного страхования.
«Лекарственное возмещение должно быть важным элементом системы здравоохранения, тем более его мы в перспективе будем говорить о соплатежах, — отмечает другой эксперт. — это формирует мотивацию к ответственному поведению у пациента: если он получает что-то бесплатно, он это не ценит, а если платит, будет все соблюдать. В мире есть опыт, когда пациенты платят даже за вызов „скорой“ и визит к врачу — и хоть по чуть-чуть, они все же он осознают, что оплатили это из своего кармана».
В системе здравохранения есть значительные резервы, которые можно использовать эффективнее, не нарушая действующее законодательство. Например, сегодня у льготников есть возможность получать денежные выплаты вместо льготных лекарств. При этом не факт, что эти средства расходуются именно на препараты, что является «колоссальным резервом» для системы лекарственного обеспечения. К тому же те же самые граждане параллельно могут пользоваться региональными льготами, что создает дублирование расходов.
«Если сказать о размере этих средств, которые выплачиваются на руки — это более 200 миллиардов рублей. То есть это тоже колоссальный резерв именно для системы лекарственного обеспечения. Это тоже к ответственности граждан», — заявила эксперт.
Кроме того, существует проблема межбюджетных барьеров: закупленные за счёт средств субъектов препараты невозможно перемещать между регионами, и из-за этого нередко списываются даже дефицитные лекарства.
Пока все озвученные идеи находятся в состоянии обсуждения, так что боятся того, что завтра утром нас заставят платить за часть медпомощи, оснований нет. Однако предупрежден — значит вооружен.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация