Допросы руководителей и бухгалтеров в ФНС: как ищут умысел и о чем спрашивают

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Ветеран пробива
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
60.434
Репутация
64.270
Реакции
293.602
USD
0
В последние годы характер налоговых проверок бизнеса существенно изменился. В частности, инспекторы все чаще прибегают к процедуре допроса руководителей и бухгалтеров, чтобы доказать получение компанией необоснованной налоговой выгоды.

Правовые основы и распространенные риски налоговых допросов​

Налоговые органы проводят допросы в соответствии со статьями 90 и 82 Налогового кодекса. Эффективность таких процедур во многом обусловлена возможностью получить информацию из первых рук и выявить признаки умысла в действиях налогоплательщика, поэтому важно понимать, что это не просто беседа, а полноценное мероприятие налогового контроля, итоги которого могут привести к серьезным правовым последствиям как для самого допрашиваемого, так и для судьбы компании в целом.
Как показывает практика, протоколы допросов регулярно используются при возбуждении уголовных дел по статьям 199, 199.1 и 199.2 УК, связанным с уклонением от налоговых выплат.
Особую настороженность должен вызывать факт, что уйти от ответственности не получится даже если на момент обнаружения нарушений бухгалтер, к примеру, перешел на другую должность или вовсе уволился и больше не работает в компании. Такие случаи в судебной практике — также не редкость.

Методика выявления умысла: на чем заостряют внимание налоговые органы​

Современная концепция налогового контроля предполагает тщательное выявление признаков умысла в действиях налогоплательщика. Налоговые органы руководствуются Методическими рекомендациями ФНС и Следственного комитета, в которых подробно расписаны критерии умышленных действий. К наиболее распространенным признакам принято относить следующие:
1. Согласованные действия нескольких лиц, направленные на минимизацию налоговых платежей. Например, когда в схему вовлечены взаимозависимые компании, которые выполняют последовательные операции, имитирующие реальную хозяйственную пользу и смысл.
2. Использование фирм-однодневок. Это юридические лица, которые создаются не для ведения реальной предпринимательской деятельности, а для совершения фиктивных финансово-хозяйственных операций с целью ухода от налогов, обналичивания денежных средств или незаконного возмещения НДС.
Инспекторы обращают внимание на массовость адреса регистрации, номинальность руководителей, отсутствие персонала и реальных возможностей исполнения взятых обязательств, а также совпадение адресов, сотрудников, IP адресов с налогоплательщиком.
3. Применение сложных многоступенчатых схем. Речь идет о действиях, нетипичных для традиционной хозяйственной деятельности. Особое внимание уделяется операциям, которые регулярно повторяются в течение длительного времени.
4. Прямые доказательства противоправных действий. К ним относятся наличие печатей фирм-однодневок в офисе налогоплательщика, ведение так называемой «черной» бухгалтерии или даже прямые инструкции по минимизации налогов.
Кроме того, важным аспектом является определение степени осмотрительности при выборе контрагентов. В соответствии с позицией ФНС, выраженной в письме № БВ-4-7/3060@, налогоплательщик должен проявлять разумную коммерческую осторожность при заключении сделок. Это включает тщательную проверку деловой репутации контрагента, его финансового состояния и возможности реально исполнить взятые обязательства.

Типичные вопросы налоговой: к чему нужно быть готовым​

Практика показывает, что вопросы, которые задают представители ФНС в ходе допроса, можно условно разделить на три ключевых блока.
1. Блок профессиональных компетенций. Здесь обычно задают вопросы о должностных обязанностях, алгоритмах и специфике ведения документооборота в компании, уровне доступа допрашиваемого к бухгалтерским программам и процедуре списания товарно-материальных ценностей. Отвечая на них, важно не говорить лишнего, четко следуя должностной инструкции и положениям учетной политики предприятия.
2. Блок работы с контрагентами. Сюда включены вопросы о поиске и выборе поставщиков, лицах, которые инициируют заключение договоров, мерах, принимаемых компанией для оценки надежности контрагентов, а также личных знакомствах с руководителями и сотрудниками компаний-партнеров.
С точки зрения содержания этого блока также важно быть крайне осмотрительным, и в первую очередь сохранять документацию, которая подтверждает всю тщательность проверки контрагентов. Налогоплательщику необходимо «знать в лицо» всех спорных контрагентов и порядок взаимоотношений с каждым из них.
3. Блок реализованных хозяйственных операций. Как правило, при рассмотрении конкретных операций инспекторы интересуются деталями выполнения работ, организацией приемки товаров и услуг, наличием подтверждающих документов и актов сверки взаиморасчетов. Ответы на эти вопросы должны точно соответствовать первичным документам и данным бухгалтерского учета.

Тактика защиты и правильное поведение на допросе​

Подготовка к допросу должна начинаться задолго до его проведения. Необходимо тщательно изучить документы по спорным операциям, провести внутренний анализ рисков и получить консультацию налогового юриста. Целесообразно также попытаться предвосхитить вопросы налоговой, составив их примерный перечень и подготовив аргументированные ответы.
Во время самого допроса рекомендуется не стесняться брать паузу перед ответом, а также использовать нейтральные формулировки, если нет стопроцентной уверенности в правильности и полноте информации. Если же вопросы инспектора выходят за рамки компетенции допрашиваемого, следует вежливо отказаться от ответа, сославшись на недостаточность полномочий.
Особое внимание необходимо уделить работе с письменным протоколом допроса. Следует максимально вдумчиво проверить его на соответствие реальным ответам и обязательно проследить, чтобы все необходимые исправления и замечания были внесены.
При обнаружении существенных расхождений или расплывчатых формулировок разумным будет отказаться от подписания протокола до их устранения или внести каждое расхождение в замечания к протоколу. Помните: подписанный протокол представляет собой перечень неопровержимых доказательств, которые могут быть использованы против вас.
Как мы видим, успешное прохождение процедуры допроса требует не только глубокого знания предмета проверки, но и понимания особенностей такого рода общения с представителями налоговой. Грамотная подготовка, включающая изучение документов и — еще раз подчеркнем — консультации с юристом, позволяет минимизировать риски как для компании, так и для ее сотрудников.
Помните: лучшей защитой в любой ситуации, связанной с налоговым контролем, станет знание своих прав и обязанностей и, разумеется, честное ведение бизнеса.









 
  • Теги
    налоговая
  • Назад
    Сверху Снизу