В 2025 году зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или прекратить деятельность ИП можно даже без личного посещения налоговой инспекции.
Как это сделать, в том числе онлайн, расскажем в нашей статье.
В приложении нужно будет подтвердить свою личность. Для этого можно:
Получить электронную подпись также можно в аккредитованном удостоверяющем центре. Для записи УКЭП потребуется токен, обычно его можно приобрести в самом УЦ, но рекомендуем предварительно уточнить этот вопрос.
Если УКЭП нет, то подписать все документы нужно будет лично в инспекции или МФЦ. А также придется заплатить госпошлину — 800 рублей. Записаться на прием в налоговую можно на официальном сайте.
Некоторые налоговые режимы можно совмещать. Например, ИП может одновременно применять УСН и ПСН, но тогда потребуется вести раздельный учет доходов и расходов.
Основной код — на основную и самую прибыльную деятельностью. Он может быть только один.
Дополнительные коды — на прочие виды деятельности, которыми планирует заниматься ИП. Количество дополнительных ОКВЭДов неограниченно. Рекомендуем выбрать все коды, соответствующие направлениям бизнеса.
Основной ОКВЭД влияет на меры поддержки, которые может получить бизнес, а также на тариф страховых взносов «на травматизм» — от ОКВЭДа зависит класс профессионального риска, тариф может составлять от 0,2% до 8,5% от начисленной оплаты труда (Федеральный закон от 22.12.2005 № 179-ФЗ).
За работу без соответствующего ОКВЭД предусмотрен штраф по п. 4 ст. 14.25 КоАП РФ — от 5 000 до 10 000 рублей.
Полный перечень документов для регистрации приведен в ст. 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.
Лица без места регистрации могут подать заявление в инспекцию по месту пребывания. Однако к общему пакету документов нужно будет также приложить документ о временном проживании.
Когда все вопросы решены и документы собраны, можно переходить к удаленной регистрации бизнеса.
Мы остановимся только на удаленных способах регистрации ИП без посещения налоговой инспекции.
Основные плюсы этого способа:
Не нужно выходить из дома или офиса и посещать налоговую — все можно сделать в режиме онлайн.
Открытие бизнеса «под ключ» — помимо регистрации, можно дистанционно получить сертификат электронной подписи и открыть расчетный счет в одном из подключенных к эксперименту банке.
Удобство — заявление на регистрацию можно заполнить в электронном виде.
Экономия — не нужно платить госпошлину, если есть электронная подпись.
Срок регистрации ИП — три рабочих дня с момента подачи заявителем подписанного пакета документов (п. 3 ст. 22.1 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ). Подтверждающие документы придут на указанную заявителем при регистрации электронную почту. При желании их можно получить «на бумаге» в налоговой инспекции.
Срок оказания госуслуги — три рабочих дня. Подтверждающие документы придут на указанную заявителем при регистрации электронную почту. При желании их можно получить «на бумаге» в налоговой инспекции.
График работы офисов МФЦ обычно удобнее, чем в налоговых инспекциях. Однако есть нюанс — сотрудники центра не всегда знают все тонкости заполнения «налоговых» документов, поэтому заявление о регистрации могут принять без проверки. Это повышает риск того, что налоговая вернет документы на доработку.
Срок оказания услуги — около пяти рабочих дней. Из них два дня — на передачу документов из МФЦ в налоговую, и еще три — на регистрацию бизнеса в ФНС. По итогу заявитель получит документы на указанную электронную почту, а «бумажные» экземпляры можно будет забрать в офисе многофункционального центра.
Плюсы способа следующие:
Не нужно самому разбираться с заполнением и отправкой заявления — достаточно предоставить банку требуемые документы.
Многие банки консультируют клиентов по поводу открытия бизнеса — это важно при выборе системы налогообложения и кодов ОКВЭД.
Банк сразу откроет расчетный счет для бизнеса и поможет с выпуском электронной подписи.
Экономия — не нужно платить госпошлину.
Срок оказания услуги — примерно 5 рабочих дней в зависимости от выбранного банка.
Однако прежде чем закрыть ИП, следует выполнить ряд обязательств.
Важный момент: кредиторы могут взыскать задолженность с физлица даже после того, как он утратит статус ИП.
При увольнении сотрудникам нужно выдать:
Если период для уведомления не зафиксирован, то следует придерживаться общего срока для юрлиц, прописанного в ст. 180 ТК РФ — минимум два календарных месяца до даты увольнения.
С уведомление о предстоящем увольнении в связи со снятием ИП с учета все сотрудники должны быть ознакомлены под роспись.
Способ уничтожения можно выбрать самостоятельно. Главное оформить соответствующий акт. Он понадобится, если кто-то неправомерно изготовит дубликат и начнет его использовать.
Также для дистанционной подачи документов потребуется УКЭП на токене или в «Госключе». Подробнее про это мы рассказывали в блоке про регистрацию ИП.
Подать документы на снятие с учета нужно в инспекцию по месту регистрации.
Основные плюсы такого способа:
Основные плюсы такого способа: не нужно тратить время на личный визит в налоговую инспекцию, срок рассмотрения подписанных документов — 5 рабочих дней.
По итогу рассмотрения документов заявитель получит на электронную почту лист записи ЕГРИП. «Бумажные» документы можно будет получить в налоговой инспекции.
Госпошлину за регистрацию можно не вносить, если у отделения МФЦ заключено соглашение об электронном документообороте с ФНС. Если центр обменивается с налоговой «бумажными» документами, то пошлину придется заплатить. Этот вопрос лучше заранее уточнить в выбранном офисе МФЦ.
Срок оказания услуги будет чуть выше, чем при подаче заявления через Госуслуги или сайт ФНС. Дело в том, что стандартный пятидневный срок на ликвидацию начнет отсчитываться только после того, как ФНС получит пакет документов из МФЦ. В среднем срок передачи документов из многофункционального центра в налоговую занимает два дня.
Рекомендуем формировать заявления через Госуслуги или сайт ФНС. Так большая часть сведений подтянется автоматически, а вместо неудобных знакомест можно будет заполнять поля на сайте.
Закрыть ИП быстрее всего через Госуслуги или сервис «Государственная онлайн-регистрация бизнеса». Срок — 5 рабочих дней с момента подачи документов.
Поэтому ИП можно закрыть даже с долгами. При необходимости налоговая и контрагенты смогут взыскать задолженность с физлица даже после утраты им статуса предпринимателя.
Источник
Как это сделать, в том числе онлайн, расскажем в нашей статье.
С юридической точки зрения корректно использовать формулировки «регистрация в качестве ИП» и «регистрация прекращения деятельности ИП». Далее в статье мы используем формулировки «открыть ИП» и «закрыть ИП», чтобы сделать материал максимально понятным.![]()
Можно ли полностью удаленно открыть или закрыть ИП
Да, дистанционно открыть или закрыть ИП без посещения ФНС можно. Особенности этой процедуры регулирует Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ. При наличии усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) на токене или в приложении «Госключ» встать на учет или сняться с него можно онлайн и не выходя из дома. Подробности расскажем далее.Что нужно для удаленного открытия ИП: пошаговая инструкция
Для удаленной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя нужно определиться с системой налогообложения, выбрать ОКВЭДы, собрать документы и выпустить электронную подпись. Об этом расскажем подробнее.Шаг 1. Получите электронную подпись
Для подачи документов на регистрацию ИП онлайн нужна усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП) физлица. Выпустить ее можно, например, через «Госключ».В приложении нужно будет подтвердить свою личность. Для этого можно:
| Пройти очную идентификацию | С паспортом в отделении МФЦ или банка |
| Отсканировать чип загранпаспорта нового образца | Для этого нужен смартфон с NFC и сам загранник |
| Подтвердить свои данные по биометрии | Для этого нужно быть зарегистрированным в Единой биометрической системе |
Получить электронную подпись также можно в аккредитованном удостоверяющем центре. Для записи УКЭП потребуется токен, обычно его можно приобрести в самом УЦ, но рекомендуем предварительно уточнить этот вопрос.
Если УКЭП нет, то подписать все документы нужно будет лично в инспекции или МФЦ. А также придется заплатить госпошлину — 800 рублей. Записаться на прием в налоговую можно на официальном сайте.
Шаг 2. Выберите систему налогообложения
Верный выбор режима налогообложения — это законный способ снизить налоговую нагрузку на бизнес. Краткий обзор всех доступных систем налогообложения мы собрали в таблице:| Система НО | Плюсы | Минусы |
|---|---|---|
| Общая система налогообложения (ОСНО) | Нет ограничений по видам деятельности и объемам бизнеса. | Самая высокая налоговая нагрузка. В общем случае придется платить НДФЛ по пятиступенчатой шкале (13%, 15%, 18%, 20%, 22%) и НДС по ставке 20%. А также прочие налоги. Сложная система налогового учета. Нужен бухгалтер. |
| Упрощенная система налогообложения (УСН) | Вместо НДФЛ нужно будет платить налог на УСН, ставка которого 6% от доходов или 15% от прибыли. Законами регионов ставки могут быть снижены. Можно не платить НДС, если доходы меньше 60 млн рублей, или платить его по сниженным ставкам 5% или 7%, но без права на вычеты. Более простая система налогового учета, бухгалтерию можно передать на аутсорс. | Есть ограничения по применению, в том числе по видам деятельности, по объему выручки и численности персонала. Перечень расходов, на которые можно уменьшить доходы, ограничен НК РФ. |
| Автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН) | Налог на АУСН заменяет НДФЛ и НДС, а также не нужно платить страховые взносы (кроме взносов «на травматизм»). Ставка АУСН — 8% от доходов или 20% от прибыли. Более простая система налогового учета, бухгалтерию можно передать на аутсорс | Есть ограничения по применению, в том числе по видам деятельности, по объему выручки и численности персонала. |
| Патентная система налогообложения (ПСН) | Вместо НДФЛ и НДС нужно будет оплатить только стоимость патента. Она не зависит от реальных показателей бизнеса. Поэтому система может быть гораздо выгоднее по сравнению с другими режимами. Более простая система налогового учета, бухгалтерию можно передать на аутсорс. | Есть ограничения по применению, в том числе по видам деятельности, по объему выручки и численности персонала. Стоимость патента не зависит от реальных показателей бизнеса. Система может быть невыгодна по сравнению с УСН и другими режимами. |
| Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) | ЕСХН заменяет НДФЛ. Ставка этого налога — 6%, но регион может ее снизить до 0%. Более простая система налогового учета, чем на ОСНО, но бухгалтер скорее всего все равно потребуется. | Подойдет только для сельскохозяйственных товаропроизводителей. |
| Налог на профессиональный доход (НПД) | НПД заменяет НДФЛ и НДС. Ставка налога — 4% с доходов от физлиц и 6% с доходов от юрлиц и других предпринимателей. Сумма налога к уплате рассчитывается в специальном мобильном приложении. Бухгалтер не требуется. | Ограничение по выручке — максимум 2,4 млн рублей в год. Нельзя нанимать сотрудников и перепродавать товары. |
Некоторые налоговые режимы можно совмещать. Например, ИП может одновременно применять УСН и ПСН, но тогда потребуется вести раздельный учет доходов и расходов.
Шаг 3. Выберите ОКВЭД
ОКВЭД — это общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Он утвержден Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-СТ. Выбрать нужно:Основной код — на основную и самую прибыльную деятельностью. Он может быть только один.
Дополнительные коды — на прочие виды деятельности, которыми планирует заниматься ИП. Количество дополнительных ОКВЭДов неограниченно. Рекомендуем выбрать все коды, соответствующие направлениям бизнеса.
Каждый выбранный код следует проверить на требование о наличии лицензии или сертификации.![]()
Основной ОКВЭД влияет на меры поддержки, которые может получить бизнес, а также на тариф страховых взносов «на травматизм» — от ОКВЭДа зависит класс профессионального риска, тариф может составлять от 0,2% до 8,5% от начисленной оплаты труда (Федеральный закон от 22.12.2005 № 179-ФЗ).
За работу без соответствующего ОКВЭД предусмотрен штраф по п. 4 ст. 14.25 КоАП РФ — от 5 000 до 10 000 рублей.
Шаг 4. Соберите документы
Перечень документов для удаленной регистрации без посещения ФНС мы собрали в таблице ниже.| Заявление о госрегистрации по форме Р21001 | Форма приведена в Приложении № 8 к Приказу ФНС от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@. При онлайн подаче заявления через Госуслуги или сервис ФНС оно формируется автоматически на основании заполненных пользователем полей сайта. |
| Паспорт | Реквизиты паспорта нужны для заполнения заявления. |
| ИНН | Потребуется для заполнения заявления. |
| Квитанция об уплате госпошлины | Если документы подают в электронном виде с УКЭП через Госуслуги или сайт ФНС, а также через МФЦ, нотариуса или банк, то платить госпошлину не нужно. |
| Уведомление о выборе спецрежима | Рекомендуем отправить одновременно с подачей документов на регистрацию ИП. Если этого не сделать, то автоматически будет выбран ОСНО. Подать заявление о выборе налогового режима можно и после регистрации ИП. Но в зависимости от системы налогообложения срок может быть ограничен. Например, о переходе на УСН нужно предупредить ФНС не позднее 30 дней после открытия бизнеса (п. 2 ст. 346.13 НК РФ). |
Полный перечень документов для регистрации приведен в ст. 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.
Шаг 5. Выберите соответствующую инспекцию ФНС
Подать документы на регистрацию нужно в инспекцию по месту регистрации физлица.Лица без места регистрации могут подать заявление в инспекцию по месту пребывания. Однако к общему пакету документов нужно будет также приложить документ о временном проживании.
Когда все вопросы решены и документы собраны, можно переходить к удаленной регистрации бизнеса.
Какие есть способы открытия ИП без посещения налоговой
Вариантов регистрации статуса предпринимателя без посещения налоговой много. Например, можно:- выслать пакет документов и заявление об открытии ИП почтой прямиком в ИФНС;
- отправить в инспекцию представителя с нотариальной доверенностью;
- подать документы через нотариуса или МФЦ;
- отправить документы в электронном виде через Портал Госуслуг или сайт ФНС;
- открыть ИП через банк.
Мы остановимся только на удаленных способах регистрации ИП без посещения налоговой инспекции.
Способ 1 — открыть ИП через сервис ФНС
Для удаленной регистрации своего бизнеса можно использовать официальный сервис ФНС РФ «Государственная онлайн-регистрация бизнеса» или экспериментальную услугу «Старт Бизнеса Онлайн». Порядок ее предоставления регулирует Постановление Правительства от 13.02.2024 № 144 и Приказ ФНС от 01.03.2024 № ЕД-7-14/169@.Основные плюсы этого способа:
Не нужно выходить из дома или офиса и посещать налоговую — все можно сделать в режиме онлайн.
Открытие бизнеса «под ключ» — помимо регистрации, можно дистанционно получить сертификат электронной подписи и открыть расчетный счет в одном из подключенных к эксперименту банке.
Удобство — заявление на регистрацию можно заполнить в электронном виде.
Экономия — не нужно платить госпошлину, если есть электронная подпись.
Срок регистрации ИП — три рабочих дня с момента подачи заявителем подписанного пакета документов (п. 3 ст. 22.1 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ). Подтверждающие документы придут на указанную заявителем при регистрации электронную почту. При желании их можно получить «на бумаге» в налоговой инспекции.
Способ 2 — открыть ИП через Госуслуги
На Госуслугах есть специальный раздел «Регистрация ИП». В целом способ похож на открытие ИП через сайт ФНС. Преимущества почти те же: не нужно лично посещать налоговую, заявление можно заполнить онлайн, госпошлину платить не нужно, если есть УКЭП. Подойдет как подпись на токене, так и «Госключ». Подробнее про электронную подпись для регистрации бизнеса мы рассказали выше.Срок оказания госуслуги — три рабочих дня. Подтверждающие документы придут на указанную заявителем при регистрации электронную почту. При желании их можно получить «на бумаге» в налоговой инспекции.
Способ 3 — открыть ИП через МФЦ
Это не совсем удаленный способ регистрации. Да, посещать ИФНС не нужно, но придется прийти в выбранный офис МФЦ и подать пакет документов на регистрацию, о котором мы писали в начале статьи. Записаться на визит можно онлайн, если есть запись на Госуслугах.График работы офисов МФЦ обычно удобнее, чем в налоговых инспекциях. Однако есть нюанс — сотрудники центра не всегда знают все тонкости заполнения «налоговых» документов, поэтому заявление о регистрации могут принять без проверки. Это повышает риск того, что налоговая вернет документы на доработку.
Госпошлину за регистрацию можно не платить, если у отделения МФЦ заключено соглашение об электронном документообороте с ФНС. Если центр обменивается с налоговой «бумажными» документами, то пошлину придется заплатить. Этот вопрос лучше заранее уточнить в выбранном офисе МФЦ.
Срок оказания услуги — около пяти рабочих дней. Из них два дня — на передачу документов из МФЦ в налоговую, и еще три — на регистрацию бизнеса в ФНС. По итогу заявитель получит документы на указанную электронную почту, а «бумажные» экземпляры можно будет забрать в офисе многофункционального центра.
Способ 4 — открыть ИП через банк
Банк в данном случае берет на себя роль посредника. Он собирает документы заявителя и самостоятельно подает в налоговую документы на регистрацию. Будущему ИП нужно только подписать заявление — в офисе банка или на встрече с менеджером. Например, услуга по регистрации ИП есть в Контур.Банке.Плюсы способа следующие:
Не нужно самому разбираться с заполнением и отправкой заявления — достаточно предоставить банку требуемые документы.
Многие банки консультируют клиентов по поводу открытия бизнеса — это важно при выборе системы налогообложения и кодов ОКВЭД.
Банк сразу откроет расчетный счет для бизнеса и поможет с выпуском электронной подписи.
Экономия — не нужно платить госпошлину.
Срок оказания услуги — примерно 5 рабочих дней в зависимости от выбранного банка.
Что нужно для удаленного закрытия ИП
Сняться с учета как ИП можно дистанционно и без посещения ФНС. Порядок онлайн-ликвидации индивидуального предпринимателя прописан в ст. 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.Однако прежде чем закрыть ИП, следует выполнить ряд обязательств.
Уведомление и расчеты с кредиторами
В отличие от организаций, ИП не обязаны уведомлять контрагентов о предстоящей ликвидации. Им даже не нужно публиковать сообщение о закрытии бизнеса в «Вестнике государственной регистрации». Однако мы все же рекомендуем уведомлять контрагентов о скором закрытии ИП. Это поможет своевременно погасить долги и избежать судебных претензий.Важный момент: кредиторы могут взыскать задолженность с физлица даже после того, как он утратит статус ИП.
Расчет и увольнение сотрудников
До снятия с учета предприниматель обязан расторгнуть все действующие трудовые договоры. Кроме того, нужно окончательно рассчитать всех сотрудников — выплатить остатки зарплаты, компенсации за неиспользованный отпуск и иные пособия, предусмотренные трудовым соглашением.При увольнении сотрудникам нужно выдать:
- трудовую книжку или выписку по форме СТД-Р, если человек отказался от «бумажной» трудовой;
- копию или выписку из раздела 3 отчета РСВ;
- расчетный листок;
- справку о суммах дохода и НДФЛ;
- справку о среднем заработке для центра занятости.
Если период для уведомления не зафиксирован, то следует придерживаться общего срока для юрлиц, прописанного в ст. 180 ТК РФ — минимум два календарных месяца до даты увольнения.
С уведомление о предстоящем увольнении в связи со снятием ИП с учета все сотрудники должны быть ознакомлены под роспись.
Уведомление службы занятости
Минимум за две недели до закрытия нужно уведомить службу занятости через портал «Работа в России». А вот если увольнение будет массовым, то срок увеличивается до трех месяцев (п. 4 ст. 53 Федерального закона от 12.12.2023 № 565-ФЗ). Критерии массовости определяют по отраслевым соглашениям.Сдача отчетности по сотрудникам
До снятия с учета в качестве ИП нужно сдать отчетность по сотрудникам. Информацию о том, какие отчеты и в какие сроки нужно предоставить, мы собрали в таблице:| Отчет | Срок |
|---|---|
| Персонифицированные сведения о физических лицах (ПСВ) | Специальный срок не установлен. ФНС рекомендует сдать отчет после расчета работников, но до подачи документов о ликвидации в налоговую |
| Расчет по страховым взносам (РСВ) | Специальный срок не установлен. ФНС рекомендует сдать отчет после расчета работников, но до подачи документов о ликвидации в налоговую |
| 6-НДФЛ со справками о доходах | Специальный срок не установлен. ФНС рекомендует сдать отчет после расчета работников, но до подачи документов о ликвидации в налоговую |
| ЕФС-1 (подразделы 1.1) | На следующий день после увольнения сотрудников |
| ЕФС-1 (подраздел 1.2 и раздел 2) | После расчета работников, но до подачи документов о ликвидации в налоговую |
Сдача налоговой отчетности
В зависимости от режима налогообложения ИП должен в установленные сроки подать соответствующие налоговые декларации. Подробности в таблице:| Налоговый режим | Отчетность и сроки |
|---|---|
| ОСНО | Декларация 3-НДФЛ — в течение 5 дней после снятия с учета (п. 3 ст. 229 НК РФ). Декларация по НДС — до 25 числа месяца, следующего за кварталом, в котором ликвидировано ИП (п. 5 ст. 174 НК РФ). Однако конкретный срок НК РФ не установлен, поэтому рекомендуем сдать отчетность до даты подачи заявления о закрытии бизнеса. |
| УСН | Декларация по УСН — до 25 числа месяца, следующего за месяцем, в котором ликвидировано ИП. Конкретный срок для сдачи отчетности при снятии ИП с учета в НК РФ не установлен, поэтому мы рекомендуем ориентироваться на п. 2 ст. 346.23 НК РФ, или уточнить этот вопрос в своей инспекции. ФНС РФ рекомендует сдавать декларацию по УСН перед подачей документов на снятие с учета. Декларация по НДС — до 25 числа месяца, следующего за кварталом, в котором ликвидировано ИП (п. 5 ст. 174 НК РФ). Однако конкретный срок НК РФ не установлен, поэтому рекомендуем сдать отчетность до даты подачи заявления о закрытии бизнеса. |
| АУСН | Подавать декларацию не требуется (ст. 13 Федерального закона от 25.02.2022 № 17-ФЗ). |
| ПСН (патент) | Подавать декларацию не требуется (ст. 346.52 НК РФ). |
| НПД | Подавать декларацию не требуется (ст. 13 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ). |
Важный нюанс: всю отчетность в любом случае рекомендуем сдавать до даты подачи заявления о снятии с учета ИП, чтобы избежать проблем с подачей деклараций после утраты статуса предпринимателя.
Уплата страховых взносов и налогов
При ликвидации бизнеса нужно рассчитаться с бюджетом по взносам и налогам. Сроки приведены в таблице:| Налоги / Взносы | Сроки уплаты |
|---|---|
| Страховые взносы за сотрудников по единому тарифу | В течение 15 дней с момента сдачи РСВ (п. 15 ст. 431 НК РФ) |
| Взносы «на травматизм» | В течение 15 дней с момента подачи ЕФС-1 (п. 15 ст. 22.1 Закона № 125-ФЗ) |
| Страховые взносы «за себя» | В течение 15 дней после снятия с учета в качестве ИП (п. 5 ст. 432 НК РФ) |
| НДФЛ | В течение 15 дней после сдачи декларации 3-НДФЛ (п. 3 ст. 229 НК РФ) |
| НДС | Рекомендуем уплатить сразу в день сдачи декларации по НДС. При этом конкретный срок в НК РФ не прописан, поэтому можно перечислять налог равными частями в течение трех последующих месяцев, но лучше уточнить позицию по этому вопросу в своей инспекции |
| УСН | Конкретного срока в НК РФ нет. Рекомендуем уплатить налог до подачи документов о ликвидации ИП |
| АУСН | До 25 числа месяца, следующего за месяцем снятия с учета (п. 8 ст. 12 Федерального закона от 25.02.2022 № 17-ФЗ) |
| ПСН (патент) | Оплатить налог нужно в сроки, указанные в патенте, но не позднее окончания срока его действия — то есть до даты ликвидации ИП |
| НПД | До 28 числа месяца, следующего за месяцем снятия с учета (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ) |
Снятие с учета онлайн-кассы
Для снятия кассы с учета в налоговую нужно подать заявление по форме, приведенной в Приложении № 2 к Приказу ФНС от 08.09.2021 № ЕД-7-20/799@. Рекомендуем сделать это до даты подачи документов о закрытии бизнеса.Закрытие расчетного счета
После расчетов с бюджетом и кредиторами уже бывшему ИП следует закрыть расчетный счет. Порядок этой процедуры рекомендуем уточнить в обслуживающем банке. Во многих кредитных организациях счет можно закрыть удаленно без посещения офиса.Уничтожение печати
После ликвидации бизнеса печать предпринимателя утрачивает свою силу. Ее можно просто положить в шкаф, но безопаснее уничтожить, чтобы никто ей неправомерно не воспользовался.Способ уничтожения можно выбрать самостоятельно. Главное оформить соответствующий акт. Он понадобится, если кто-то неправомерно изготовит дубликат и начнет его использовать.
Хранение документов
Просто выкинуть или сжечь документы, накопленные за время ведения бизнеса — нельзя. Налоговые и бухгалтерские документы, например, акты, накладные и УПД, нужно хранить минимум 5 лет после утраты статуса ИП. Кадровые документы нужно хранить от 1 года до 75 лет. Соответствующие сроки установлены Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236.Что нужно для закрытия ИП
Перечень документов для удаленного закрытия ИП мы собрали в таблице ниже.| Заявление по форме Р26001 | Форма приведена в Приложении № 10 к Приказу ФНС РФ от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@. При онлайн подаче заявления через Госуслуги или сервис ФНС оно формируется автоматически на основании заполненных пользователей полей сайта. |
| Квитанция об уплате госпошлины | Если документы подаются в электронном виде с УКЭП через Госуслуги или сайт ФНС, а также через МФЦ или нотариуса, то платить госпошлину не нужно. |
| Документ, подтверждающий предоставление сведений в СФР | Не обязателен. Необходимую информацию налоговая получит в рамках межведомственного обмена. |
Также для дистанционной подачи документов потребуется УКЭП на токене или в «Госключе». Подробнее про это мы рассказывали в блоке про регистрацию ИП.
Подать документы на снятие с учета нужно в инспекцию по месту регистрации.
Какие есть способы закрытия ИП без посещения налоговой
Способов для ликвидации ИП несколько. Например, можно:- лично отнести заявление или отправить его Почтой России в инспекцию;
- направить представителя с документами и нотариальной доверенностью;
- подать документы через нотариуса или МФЦ;
- отправить документы в электронном виде через Портал Госуслуг или сайт ФНС.
Способ 1 — закрыть ИП через Госуслуги
Ликвидировать ИП можно прямо через Госуслуги. Для этого нужно выбрать соответствующее заявление — «Прекращение деятельности ИП», заполнить его, подписать и отправить в ведомство.Основные плюсы такого способа:
- не нужно тратить время на личный визит в налоговую инспекцию;
- срок рассмотрения подписанных документов — 5 рабочих дней.
Способ 2 — закрыть ИП через сайт ФНС
Закрыть ИП в личном кабинете налогоплательщика нельзя. Для этого ФНС разработала отдельный сервис «Государственная онлайн-регистрация бизнеса». Прямо в сервисе можно сформировать форму Р26001, подписать ее УКЭП и подать в налоговую.Основные плюсы такого способа: не нужно тратить время на личный визит в налоговую инспекцию, срок рассмотрения подписанных документов — 5 рабочих дней.
Если электронной подписи нет, то через сайт ФНС можно сформировать заявление и записаться на личный визит в инспекцию для подписания необходимых документов. Но в таком случае придется заплатить госпошлину.![]()
По итогу рассмотрения документов заявитель получит на электронную почту лист записи ЕГРИП. «Бумажные» документы можно будет получить в налоговой инспекции.
Способ 3 — закрыть ИП через МФЦ
Это не совсем удаленный способ, так как заявителю все равно придется прийти в отделение МФЦ. Однако график работы многофункциональных офисов обычно удобнее, чем у налоговых инспекций.Госпошлину за регистрацию можно не вносить, если у отделения МФЦ заключено соглашение об электронном документообороте с ФНС. Если центр обменивается с налоговой «бумажными» документами, то пошлину придется заплатить. Этот вопрос лучше заранее уточнить в выбранном офисе МФЦ.
Срок оказания услуги будет чуть выше, чем при подаче заявления через Госуслуги или сайт ФНС. Дело в том, что стандартный пятидневный срок на ликвидацию начнет отсчитываться только после того, как ФНС получит пакет документов из МФЦ. В среднем срок передачи документов из многофункционального центра в налоговую занимает два дня.
Частые ошибки и проблемы при удаленном открытии и закрытии ИП
В 2025 году основная ошибка, с которой может столкнуться заявитель — это неправильное заполнение форм Р21001 и Р Р26001. Если в них будут обнаружены ошибки, то документы вернут на доработку, а срок на внесение записи в ЕГРИП начнут исчислять заново.Рекомендуем формировать заявления через Госуслуги или сайт ФНС. Так большая часть сведений подтянется автоматически, а вместо неудобных знакомест можно будет заполнять поля на сайте.
Ответы на частые вопросы
Для удобства мы подготовили ответы на самые частые вопросы о дистанционном открытии и закрытии ИП.Сколько стоит открыть и закрыть ИП удаленно?
Госпошлина за открытие ИП — 800 рублей, а за закрытие — 160 рублей. Пошлину можно не платить, если подать заявление, подписанное УКЭП, в электронном виде через Госуслуги или сайт ФНС.Как быстро открывают ИП при удаленной подаче?
Зарегистрировать ИП можно через сервис «Старт бизнеса онлайн». Срок — 3 рабочих дня с момента подачи документов. На практике статус предпринимателя физлица получают уже на следующий рабочий день.Закрыть ИП быстрее всего через Госуслуги или сервис «Государственная онлайн-регистрация бизнеса». Срок — 5 рабочих дней с момента подачи документов.
Можно ли закрыть ИП с долгами?
Основания для отказа в закрытии ИП перечислены в ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ. Задолженность перед бюджетом или контрагентом — это не причина для отказа в снятии с учета.Поэтому ИП можно закрыть даже с долгами. При необходимости налоговая и контрагенты смогут взыскать задолженность с физлица даже после утраты им статуса предпринимателя.
Нужно ли уведомлять банки о закрытии ИП?
Об утрате статуса ИП банк узнает из ЕГРИП. Однако в любом случае рекомендуем уведомить банк о ликвидации бизнеса, чтобы закрыть расчетный счет и вывести остаток денег. Кроме того, обязанность об уведомлении о снятии с учета в качестве предпринимателя может быть прописана в договоре с банком.Как проверить, что ИП закрыто?
При успешном снятии с учета физлицо получит лист записи ЕГРИП. Проверить, снят ли статус ИП, можно через сервис «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ / ЕГРИП в электронном виде».Источник









