Как выбрать франшизу для бизнеса в 2025 году

Ralhf

Модератор
Команда форума
Модератор
Private Club
Регистрация
8/3/17
Сообщения
7.589
Репутация
7.534
Реакции
21.141
USD
0
Депозит
42 рублей
Сделок через гаранта
1
Разберем, какую франшизу стоит открывать и как проверить будущего бизнес-партнера.

1757789234206.png

Один из способов начать свое дело — купить франшизу. В таком случае владелец бренда поможет стартовать, подробно расскажет о нюансах и проконсультирует, если что-то пойдет не по плану. Или не так? Разберем, какую франшизу стоит открывать в 2025 году.

Согласно исследованию franshiza.ru, в 2023 году рынок франшиз еще рос, но в 2024-м темп роста замедлился и к первому полугодию 2025 года составил около 5–8%. Зато российские франчайзеры стали выходить за рубеж — в СНГ, на Ближний Восток и в Латинскую Америку. Все больше открывают франшиз в регионах: малые и средние города становятся точками роста для бизнеса с доступным входом и высоким спросом на проверенные модели. Среди трендов — смещение интереса к медицине, детскому образованию и B2B-сервисам при сохранении лидерства фастфуда. Особое внимание предприниматели уделяют франшизам с небольшими инвестициями — до 5 млн рублей, которые становятся «входным билетом» в бизнес для широкой аудитории.

Что такое франшиза
Франшиза — это право вести бизнес под чужим известным брендом с использованием проверенной бизнес-модели, технологий и маркетинговых наработок франчайзера.
Франчайзи (покупатель франшизы) получает возможность пользоваться товарным знаком, методами ведения бизнеса, стандартами и поддержкой франчайзера за определенную плату, которая обычно включает первоначальный взнос (паушальный платеж) и регулярные отчисления (роялти).

Как работает франшиза​

Франчайзер (владелец бренда) передает франчайзи (покупателю) право вести бизнес по своей концепции, используя бренд, технологии и бизнес-процессы. Начинающему предпринимателю помогают найти локацию для торговой точки, обучить персонал, настроить рекламу, заключить договоры с поставщиками.

На первом этапе это очень упрощает жизнь, и бизнес можно открыть очень быстро. За это преимущество франчайзи обычно платит единоразовый паушальный взнос и регулярные роялти (процент от выручки или фиксированную сумму).

Как выбрать франшизу​

В России регулирование франчайзинга базируется на Гражданском кодексе: ГК РФ Глава 54. Коммерческая концессия

Антимонопольное законодательство действует с рядом исключений для франчайзи и франчайзера. Например, статья 1033 в ГК РФ прямо разрешает включать в договор ограничения, связанные с ассортиментом, территорией и сотрудничеством с конкурентами. Эти условия не признаются нарушающими конкуренцию по умолчанию.

Франчайзи платят налоги, как и другие предприниматели. Ставка зависит от статуса, оборота и наличия льгот в регионе.

Что учесть при выборе франшизы​

Финансовые вложения

На первом этапе нужны деньги на паушальный взнос и на открытие бизнеса (аренда, оборудование, ремонт, закупка товара, маркетинг). Франчайзер рассчитает примерную сумму для старта, но могут возникнуть разные дополнительные расходы: комиссия риелтору, расходы на октрытие ИП и так далее. Важно иметь резерв. Также заложите в бизнес-план размер регулярных платежей — роялти, которые уменьшают вашу прибыль.

История и репутация франчайзера

Узнайте, как давно компания работает на рынке, сколько у нее франчайзи, как быстро развивается сеть, сколько точек закрылось. Пообщайтесь с другими франчайзи. Положительная динамика и стабильность говорят о надежности франшизы.

Уровень поддержки

Чем шире поддержка франчайзера — обучение, маркетинг, помощь при выборе локации, юридические консультации, IT и операционные решения, — тем легче будет развивать бизнес и расти.

Бренд и узнаваемость

Известный бренд привлекает клиентов с первого дня, но стоит дороже. Важно оценить, нужен ли вам сильный бренд, учитывая специфику региона и ниши.

Анализ рынка

Если вы первый в своем городе открываете франшизу, не торопитесь выбирать уникальный товар или услугу. Проще предлагать продукты и услуги, которые уже пользуются спросом.

Совпадение с вашими навыками и интересами

Хорошо выбрать франшизу в сфере, которая вам интересна и где у вас есть знания или опыт — это повысит шансы на успех.

Проверка договорных условий

Всегда внимательно изучайте договор, финансовые модели и все условия сотрудничества. Проконсультируйтесь с юристом, чтобы избежать подводных камней и неожиданностей.

Какие ошибки совершают предприниматели, когда ищут франшизу​

Не читают отзывы

Если вас заинтересовала какая-то компания, не поленитесь найти отзывы о ней в сети. На «Отзовике» и IRecommend франчайзи часто публикуют негативный опыт. В интернете много «франшиз», которые по факту оказываются продажей оборудования или сетевым маркетингом. Посещайте специализированные выставки, например Buybrand Expo в Москве, ищите раздел о франшизе на сайтах уже известных компаний.

Не проверяют компанию

Проверяйте юрлицо или ИП, у которого покупаете франшизу, на надежность. Это можно сделать с помощью сервиса «Прозрачный бизнес» от ФНС. Достаточно ввести ИНН, ОГРН или Ф. И. О., чтобы узнать, кто стоит за компанией, когда она создана, платит ли налоги и взносы вовремя, нет ли долгов, штрафов или нарушений, а также посмотреть ее финансовые показатели и численность сотрудников. По сути, это «паспорт» бизнеса, который показывает, насколько партнер надежен и стоит ли с ним связываться.

Доверяют словам, а не документам

В презентации вам могут продемонстрировать потрясающие цифры, но важно, какие из них франчайзер готов гарантировать. Читайте и проверяйте договор с юристом.

Не анализируют ниши и рынок

Нужно самостоятельно исследовать спрос в регионе.

Выбирают первую попавшуюся локацию

Для бизнесов, которые рассчитаны на клиентский поток, — это критично. В идеале — чтобы франчазер принимал участие в поиске локации или дал подробный чек-лист.

Ожидают легких денег и не имеют плана развития

Любой бизнес требует времени и усилий для становления. Первый год — самый непростой, потому что требует от предпринимателя максимальной вовлеченности.

Основные тренды новых франшиз 2025 года​

В 2025 году на рынке франшиз доминирует сфера услуг: общественное питание, спорт, досуг, образование, салоны красоты. Особенно популярны форматы с минимальными вложениями: мини-островки и точки «кофе с собой». Массово открываются пункты выдачи заказов, в том числе потому, что маркетплейсы предлагают финансовую поддержку на старте. Растет интерес к сервисному бизнесу: ремонт техники и ателье.

Главное:​

  • Франшиза — это простой способ быстро начать бизнес, но прежде чем заключить договор, нужно проверить историю и репутацию франчайзера и внимательно изучить договор.
  • Тренды рынка франшиз в 2025 году — доминирует сфера услуг (фастфуд, спорт, досуг, образование, салоны красоты), растет популярность недорогих форматов, мини-островков, «кофе с собой», сервисного бизнеса и пунктов выдачи заказов.
  • Многие франшизы предлагают недорогие форматы — островки или мини-точки. Такие варианты позволяют сэкономить на аренде и окупить вложения в течение первого года.
 
  • Теги
    бизнес франшиза
  • Назад
    Сверху Снизу