«Революция в натуре». Колоритные фото 90-х годов
Фотограф Евгений Кондаков прославился колоритными снимками 90-х годов. Новые русские, криминальные разборки, ночные клубы, жрицы любви и другие реалии новой жизни.
О самом авторе информации мало. Евгений Кондаков родился в Якутии, закончил биофак МГУ. После университета начал заниматься фотожурналистикой. В 90е годы работал фотокорреспондентом газеты «Московские Новости». Вместе с Георгием Пинхасовым Евгений Кондаков создал серию фотографий «Так любят в России» для многолетнего проекта журнала STERN , посвященного любви в разных странах. Также его фотографии публиковали «Paris Match», «New York Times Magazine» и десятках других журналов по всему миру. Также он выпустил фотоальбом «Русская Сексуальная Революция», снимки которой были представлены на выставках, в том числе в 2008 году в галерее Noorderlicht, Нидерланды, и в других странах. Фотографии Евгения Кондакова находятся в коллекциях Московского Дома Фотографии и других музеев. Также широко известна серия «Революция в натуре».
Из
фотографа: «В Советском Союзе эротика существовала в изолированных местах, которые были многим недоступны. В 1990-е она выплеснулась в публичное пространство - внезапно и мгновенно. Буквально оказалась в каждом подземном переходе и на каждом углу. В то время, например, эротический журнал мог презентовать свой очередной номер на площади в спальном районе Чертаново.
Многие из фотографий для книги «Русская сексуальная революция» были сделаны мной в рамках рутинных редакционных заданий для газеты «Московские новости», в которой я тогда работал. Сцены из жизни проституток были сняты прямо в центре Москвы - на Лубянской площади у здания ФСБ и на Тверской. На открытие одного из первых в Москве стриптиз-клубов
Dolls в 1994-м я тоже аккредитовывался от «Московских новостей». Это открытие собрало не только журналистов, но и известных политиков и депутатов, которые пришли не одни, а с женами. Стриптиз-клуб был новостью в московской жизни - его появление было всем интересно.
В начале 1990-х в России появились первые глянцевые журналы, которые стали публиковать полуобнаженную натуру. Фотографов было немного, поэтому утром ты мог снимать какую-нибудь демонстрацию, а вечером - моделей для глянца. Причем девушки приходили на съемку с той же утренней демонстрации. В 1990-е все занимались всем.
Моделями были студентки, секретарши и продавщицы, которым хотелось изменить свою жизнь и попробовать что-то новое. Они пытались через откровенные фотосессии попасть в другой мир - глянцевый, красивый. Чаще всего для них это была первая и единственная съемка в жизни. Денег им не платили. Многие из них считали, что такие съемки - это круто и прогрессивно. Таким образом они отбрасывали старые принципы морали.
Причем среди них были не только простые девушки, но и известные актрисы. Например, Елена Коренева в то время сочла для себя возможным сняться обнаженной для «Спид-Инфо» - абсолютно желтого издания. В день, когда вышел номер с фотографиями Кореневой, в метро было страшно спуститься - везде, на каждом грязном ящике, лежала эта газета. Не знаю, что чувствовала в этот момент сама Коренева, но после публикации на актрису обрушилась лавина ругани. Кстати говоря, несмотря на статус бульварной газеты, в то время «Спид-Инфо» было одним из немногих изданий, у которых была хорошая полиграфия, и поэтому в ней с удовольствием печатались уважаемые фотографы.
Вечеринка в ночном клубе «Up&Down», 1996 год.
В 1990-е я также сотрудничал с журналом «Андрей» - одним из первых русских мужских журналов. Журнал «Андрей» придумал один человек - Алексей Вейцлер. Он был главным редактором, фотографом и продюсером. Сам находил моделей, писал тексты и верстал журнал в своей квартире у метро «Южная». С Вейцлером мы познакомились на какой-то презентации, их было много в 1990-е. Помню, одна из первых съемок происходила на фоне стены из компьютеров, которые журналу выдала какая-то коммерческая фирма. Съемки происходили в примитивных студиях, в обычных комнатах и подвалах - где придется. Снимали как-то даже в настоящей пожарной части.
Когда мы снимали для «Андрея» модель на Красной площади, то под честное слово брали для съемки скафандр в Музее космонавтики, а беличью шубу мне одолжила подруга жены. Для съемок у собора Василия Блаженного ни с какими силовыми структурами и службами договариваться не надо было. Просто - пришли и сняли. Огромный сугроб, на фоне которого позирует девушка на этом фото, - настоящий, не декорация. А на заднем плане видно, как какие-то трудяги идут со смены. Хоть эта фотография и постановочная, по сути она - документальная и очень хорошо передает дух того времени.
С Вейцлером мы работали по дружбе - гонорары журнал не платил, потому что нечем было расплачиваться. «Андрей» выходил нерегулярно, от случая к случаю - когда удавалось найти спонсоров на издание. Однажды завхоз «Андрея» скрылся из редакции журнала, прихватив с собой тираж одного из номеров вместо зарплаты. Такое тогда было время.
Можно ли сказать, что в России 1990-х произошла сексуальная революция? В 1990-е у нас было много сексуального и революционного - в том смысле, что процессы шли взрывным образом. Но то, что происходило у нас, не было похоже на сексуальную революцию, состоявшуюся за четверть века до этого на Западе. Западная сексуальная революция была в первую очередь движением женщин, которые добивались освобождения и равноправия с мужчинами. То, что происходило у нас, в первую очередь было направлено на удовлетворение новой социальной страты - мужчин с деньгами, которые хотели других развлечений. Именно для них открывались эротические журналы и стриптиз-клубы, им предлагали секс-услуги.
В 1990-х сексуальная жизнь в России очень интересовала западные журналы. Сейчас она не вызывает большого интереса, потому что приблизилась к среднеевропейским стандартам. Хотя иногда появляются темы, которые привлекают внимание. Например, я недавно снимал сюжет для
Spiegel о стриптиз-клубах для женщин. В Западной Европе они меньше распространены и не пользуются такой популярностью, как в России. У нас это - успешный и доходный бизнес. Многие русские женщины ходят в них регулярно и ведут себя там как мужчины.
Эротический бум, случившийся в начале 1990-х, остался феноменом того времени. В середине нулевых я снимал проект для немецкого журнала
Stern . Они раз в неделю публиковали регулярный фотопроект под названием «Так любит мир», который посвящался сексуальной жизни в разных странах. В поисках сюжетов для проекта я стал перебирать свои старые фотографии и понял, что многие сюжеты из 1990-х нельзя больше снять. Эротика и секс опять ушли куда-то в специально отведенные зоны - туда, где они, наверное, и должны быть».
Ещё одно интервью уже
(2013 год)
-
Как вы пришли к этой теме? Где и когда появились первые фотографии?
- Во время горбачевской перестройки я работал в газете «Московские новости», поддерживавшей проведение в стране реформ. Редакция располагалась в центре на Пушкинской площади. В 1990 году там впервые появились люди, продававшие прямо на улице эротическую литературу. Это были грязноватые книжечки на дешевой бумаге. Но они расходились как горячие пирожки. Такого в Москве еще не видели - справочник по технике секса! А у другой книги было такое название: «Запрещенное стало доступным».
Затем появился первый российский журнал для мужчин под названием «Андрей». Его главный редактор бегал по Москве и спрашивал молодых женщин, готовы ли они сниматься в обнаженном виде и еще на улице проводил визуальную оценку их бюста.
-
На одном фото запечатлена презентация журнала «Андрей» в 1995 году, в которой участвует полуобнаженная модель. Большинство зрителей - совсем молодые люди.
- У взрослых не было времени для таких вещей. У них были другие заботы, поскольку они не знали, как прокормить свои семьи. В этом и состоит большое различие между Западом и Россией. Сексуальная революция в Европе совпала с подъемом жизненного уровня. А у нас все было наоборот, и общество распадалось. Массы людей лишились своих сбережений, а несколько человек стали очень богатыми. Это привело к коммерциализации секса. Проституция, конечно же, существовала и в Советском Союзе - вероятно, для партийной элиты, в скрытом виде. А затем она вдруг появилась везде: проститутки стояли у парламента, перед зданием нашей редакции и даже на Лубянке, где находится штаб-квартира секретной службы.
-
Как вы оказались на вечеринке в бассейне, организованной Альфа-банком, владельцем которого является олигарх Михаил Фридман?
- Это было не сложно, тогда это было распространенным способом презентации товаров, и речь тогда шла о новой кредитной карте. В то время стрип-шоу были на каждой углу. Даже в солидной гостинице «Метрополь» - сегодня мне не верят, когда я об этом рассказываю – повсюду расхаживали полуголые девочки, а булочки продавались там в форме пениса.
- Как люди реагировали на подобные вещи?
- Когда открылся первый стриптиз-клуб «Dolls», мужчины ходили туда вместе со своими женами, и были так одеты, как будто присутствовали на премьере в Большом театре.
- Распределение ролей кажется довольно односторонним: на ваших фотографиях, по сути, все время появляются обнаженные женщины и развлекающиеся мужчины в костюмах.
- На Западе сексуальная революция, судя по всему, была женской и находилась под влиянием борьбы за права женщин. В России это была мужская революция. Как раз сейчас ситуация меняется: ни в каком другом мегаполисе в последние годы не было открыто так много клубов с мужским стриптизом, как в Москве.
- Кто приходит на вашу выставку?
- Интересно то, что приходит много молодых людей, которые всего этого в сознательном возрасте не испытали. А те люди, которые были свидетелями происходивших событий, появляются довольно редко. О многом они не хотели бы вспоминать. Им это неприятно.
сам автор