Пирог на 3,3 трлн рублей: зачем из ОМС выдавливают страховые компании

Ralhf

Модератор
Команда форума
Модератор
Private Club
Регистрация
8/3/17
Сообщения
7.712
Репутация
7.534
Реакции
21.214
USD
0
Депозит
42 рублей
Сделок через гаранта
1
1760948989816.png

На рассмотрении Госдумы находится законопроект, который может изменить порядок работы системы ОМС. Если его примут, губернаторы получат право передавать функции страховых компаний территориальным фондам ОМС, чтобы устранить дублирование функций страховых компаний и фондов. Страховщики считают, что это негативно повлияет на прозрачность проверок расходования средств, а также затруднит процессы разрешения споров пациентов с медучреждениями. По данным Банка России, в 2024 году для оплаты медпомощи по ОМС было выделено 3,3 трлн рублей, а по итогам года на оплату услуг для 142,9 млн застрахованных потрачено 3,145 трлн рублей. Более 90% этих средств были использованы с помощью десяти страховых компаний, всего в системе работает 23 страховщика

Правительство внесло в Госдуму , который позволит губернаторам передавать функции страховых медицинских организаций (СМО) территориальным фондам обязательного медицинского страхования (ТФОМС) — структурам, подведомственным местным властям. Среди этих функций: полисное обеспечение, ведение персонифицированного учета в сфере ОМС, оплата оказанной медпомощи, а также защита прав застрахованных лиц, включая работу с обращениями граждан, проведение медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медпомощи в рамках досудебного разрешения конфликтных ситуаций.

Формально документ не обязывает регионы переходить на новую схему, а лишь дает им такое право. Но фактически он открывает путь к модели, в которой система ОМС превращается из страховой — с участием независимых компаний — в полностью государственную. Для граждан это изменение почти незаметно: полис ОМС сохранится, медицинская помощь будет предоставляться в тех же больницах. Но исчезнет привычный посредник — страховая компания, которая сегодня обязана рассматривать жалобы, проверять правильность начислений и защищать права пациента. Чем это грозит?

Назад в 1990-е​

Нынешняя российская система ОМС формировалась в начале 1990-х. Один из ее основоположников — Владимир Гришин, который являлся первым директором Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) с 1993-го по 1998 год, а сегодня занимает должность профессора Финансового университета, — вспоминает, что изначально ее модель предусматривала параллельную работу как ТФОМС и их филиалов, так и страховых компаний. Эти структуры имели примерно одинаковые полномочия и не являлись оппонентами или конкурентами.

«Ввиду того, что Россия имеет специфическое географическое расположение, перед нами — командой ФФОМС, — стоял первоочередный вопрос: как довести деньги до поликлиник и больниц быстро и эффективно. Иного пути, кроме как включения в дело страховщиков, не было. Почему? Потому что фондов было еще очень мало, кадров у них было недостаточно, капитализации не предусмотрено. А страховщики уже были. Им выставили норматив для ведения дела — 5%, а также организовали все условия, выдали оборудование», — пояснил он Forbes, добавив, что в результате этой работы за страховыми компаниями было закреплено примерно 60% территорий страны.

Такая система работала примерно до 1999-х, говорит Владимир Гришин, и за это время страховщики зарекомендовали себя в качестве контрольных организаций, выполнявших внешнюю оценку качества оказания медпомощи. «Внешний контроль всегда нужен, потому что это дает определенный стимул для развития и кадрового потенциала, и уровня подготовки, и всего прочего», — уверен он.

Предполагалось, что в дальнейшем их функционал будет расширен — на их базе в рамках государственно-частного партнерства планировалось создавать больничные кассы, но для этого необходимо было провести объединение систем медицинского и социального страхования. Но сделано этого не было, так как после 1999 года сменился руководящий состав ФФОМС, и тогда же изменилась и структура всей системы ОМС. Решено было избавиться от филиалов ТФОМС в количестве 1200 точек, а финансовые потоки сосредоточить в страховых компаниях. Параллельно шло развитие добровольного медицинского страхования, что закрыло вопрос о больничных кассах.

Тем не менее, в новом законопроекте, предполагающем передачу функций страховщиков ТФОМС, Гришин видит возвращение к прежней модели: «Фактически ничего нового не делается, это возвращение в первичную модель медицинского страхования, которая присутствовала в Российской Федерации с первых дней ее существования».

Еще в 2015 году Счетная палата в своем отчете о проверке эффективности системы ОМС пересмотреть ее организационную модель. В документе отмечалось, что роль страховых медицинских организаций не всегда способствует повышению эффективности. Через два года с таким предложением бывший на тот момент первым заместителем председателя Комитета Госдумы по охране здоровья депутат Федот Тумусов, а к 2018 году фракция КПРФ подготовила законопроект об удалении страховых компаний из системы ОМС. Его авторы , что вся роль страховых медицинских организаций (СМО) сводится только к получению денег в виде штрафов от медицинских организаций. Напомним: прибыль игроков страхового медицинского рынка строится из на ведение дела — 0,8–1,1% от проходящего через страховщика финансирования и штрафов либо санкций к клиникам (если СМО обнаружило нарушения).


Но в 2019 году проект был снят с рассмотрения, так как профильный комитет по охране здоровья , указав, что именно страховые компании обеспечивают независимую экспертизу качества медицинской помощи и защищают интересы пациентов. Но тем не менее уже через год Минздрав ту же идею в узком сегменте — на уровне федеральных клиник. Так, с 2020 года ФФОМС напрямую, без участия страховых компаний, рассчитывается с федеральными клиниками. В официальном сообщении министерства на этот счет говорилось: «ФФОМС будет осуществлять расчеты за медицинскую помощь, контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления такой помощи федеральными медицинскими организациями, а также займется предъявлением претензий или исков за причинение вреда здоровью застрахованного лица».

По данным на конец 2024 года, в стране 23 страховых компаний, работавших в сфере ОМС. В тройке лидеров: «СОГАЗ-Мед» — 43,87 млн застрахованных (конец 2022 года), «Капитал МС» (22,26 млн) и «МАКС-М» (20,6 млн). На десять крупнейших страховщиков приходится 92,5% всех средств, поступивших из разных источников для оплаты медицинской помощи в 2024 году, а также 93,1% всей оплаты бесплатной медпомощи. По Банка России, в 2024 году объем средств, предназначенных для оплаты медпомощи по ОМС, составлял 3,3 трлн рублей, а по итогам года на оплату услуг для 142,9 млн застрахованных потрачено 3,145 трлн рублей. На обеспечение же деятельности самих СМО в 2023 году (более свежей информации не представлено) ушло только 26,7 млрд рублей — сюда входят норматив на ведение дела и средства, полученные СМО от санкций клиникам.

Для того, чтобы стать участником страхового рынка и работать в сфере ОМС, компания должна иметь лицензию Банка России и подать уведомление в ТФОМС для включения в реестр СМО. В России медицинскими страховщиками в основном являются «дочки» компаний, которые изначально создавались для иных целей. К примеру, «СОГАЗ» — страховая группа, изначально обслуживавшая корпоративный и промышленный сектор, «МАКС» — крупный многоотраслевой страховщик, позже зарегистрировавший медицинское подразделение под ОМС («МАКС-М»), а «Капитал МС» — это бывшая «РГС-Медицина» из группы Росгосстрах, которая работала в ОМС еще с 1994 года. В 2002-м она выделилась в отдельную компанию, в 2018-м сменила название на «Капитал МС» и продолжила работать в ОМС как самостоятельный игрок.

Адвокат пациента​

Опрошенные представители страхового рынка видят в законопроекте риск утраты независимого контроля, который на протяжении трех десятилетий обеспечивали страховые медорганизации. Вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Роман Щеглеватых напоминает, что одной из целей реформы Минздрав называет устранение дублирования функций между ТФОМС и СМО, однако в реальности такого дублирования нет, считает он.

Кроме того, по его словам, при сопоставимом уровне финансирования — 21,2 млрд рублей у фондов и 25,5 млрд рублей у страховых компаний — объем и результативность экспертиз у страховщиков значительно выше: «В 2024 году СМО проведено 30 млн экспертиз медицинской помощи, что в 25 раз выше, чем у ТФОМС — 1,2 млн экспертиз. Результативность экспертной работы (частота выявления нарушений при оказании медицинской помощи) у СМО составила 18,3 случая с нарушениями на 100 проверенных случаев, что в 2,3 раза выше, чем у ТФОМС — 8. СМО рассмотрено 15,6 млн обращений и заявлений застрахованных лиц, что в 32 раза выше, чем у ТФОМС — 484 000 обращений и заявлений».

Щеглеватых также высказал опасение, что законопроект «открывает возможность длительной региональной монополизации страховой функции административным органом» и разрушает баланс на рынке, где частные СМО присутствуют как независимые участники и финансово заинтересованы в конкуренции за застрахованных. «Кроме того, граждане, проживающие в субъекте, где высшее должностное лицо воспользуется правом на передачу функций СМО территориальному фонду, будут поставлены в неравное положение по сравнению с теми, чьи права защищены страховщиками, — добавляет он. — Это нарушает статьи 6 и 19 Конституции РФ, закрепляющие равенство прав и свобод граждан».

Неясным, по его словам, остается и вопрос, как территориальные фонды смогут совмещать роль финансирующего органа и контролера, сохраняя беспристрастность. «Страховое сообщество серьезно озабочено предложенными нововведениями и поспешностью их рассмотрения, без обсуждений с нами и пациентским сообществом. И беспокоит даже не столько будущие колоссальные вложения государства на создание на базе ТФОМС всей необходимой инфраструктуры (хотя этот вопрос требует очень детально проработки), сколько грядущее ущемление непосредственно прав застрахованных лиц», — добавил эксперт.

Он предупреждает, что предложенная реформа вызовет рост жалоб в Росздравнадзор и Генеральную прокуратуру, что, в свою очередь, значительно увеличит объем работы этих структур. «В итоге предложенная «оптимизация» рискует обернуться не экономией, а системой с худшей защитой прав пациентов вследствие утраты внешнего контроля и адвоката для пациента в лице СМО», — заключил вице-президент ВСС.

Крупнейшие страховые компании, работающие на рынке ОМС, также придерживаются мнения, что нововведение может ослабить систему контроля. «Сегодня пациенты в любой сложной ситуации обращаются за помощью в свою СМО, и в «СОГАЗ-Мед» отмечают ощутимый рост обращений. На что жалуются? На первом месте в структуре обоснованных жалоб — неудовлетворительное оказание медицинской помощи (43%). На втором — недостоверные сведения в их медкартах, приписки (29%), на третьем — неприемлемая организация работы медицинских учреждений (14%). Число обоснованных жалоб за первое полугодие 2025-го увеличилось на 94% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года», — говорит заместитель генерального директора «СОГАЗ-Мед» Сергей Плехов.

Сегодня у СМО есть все необходимые инструменты для защиты застрахованных, заявил он. «СМО работают для и ради застрахованных, а у территориальных фондов ОМС другие задачи. Нужно также отметить, что с учетом роста жалоб от застрахованных и отсутствием у ТФОМС необходимых ресурсов, людям будет сложнее добиться защиты своих прав, да и не всегда на это у застрахованного есть силы и возможности. При этом в получении медицинской помощи зачастую фактор времени имеет критическое значение», — говорит Плехов.

По словам генерального директора «Ингосстрах-М» Натальи Курбатовой, совмещение функций оплаты и контроля в одном органе требует еще одного, дополнительного контроля. «Риски централизации заключаются в том, что при передаче функций контроля внутрь государственных структур, снижается независимость оценки. Когда один и тот же субъект одновременно оплачивает услуги и оценивает их качество, возникает конфликт интересов, исчезает независимость контроля и увеличивается формализация проверок. В итоге проигрывает пациент: теряется объективная оценка, прозрачность и подотчетность гражданам, снижается доверие к системе. Только независимый внешний аудит позволяет не допустить ухудшения качества клиентского сопровождения и потерю независимой экспертизы при проверке работы клиник», — считает она.

Цена централизации​

Руководитель Службы юридической практики СМО «Капитал МС» Даниил Борисов считает, что обсуждаемые изменения могут привести к переходу от страховой модели с элементами конкуренции и независимого контроля к более централизованной системе управления. По его мнению, для минимизации рисков необходимо наличие в законопроекте более четких и прозрачных критериев для принятия таких решений. Борисов также обращает внимание на заключение Министерства финансов, в котором говорится, что совмещение в одном органе функций оплаты медицинской помощи и контроля за ее качеством создает предпосылки для конфликта интересов и коррупционных рисков.

Отказ от внешнего контроля может привести к системному снижению качества медицинской помощи. По мнению заместителя генерального директора «РЕСО-Мед» Тимура Гизитдинова, при отсутствии независимого надзора у медицинских организаций появится соблазн экономить на лечении: сокращать время приемов, отказываться от дорогостоящих обследований и откладывать операции под предлогом «оптимизации».

«Подобные меры формально будут оправданы термином «оптимизация», однако реально это приведет к снижению уровня оказания помощи пациентам. Также исчезновение независимого надзора ударит по прозрачности всей системы. Сейчас страховые обязаны публиковать отчеты о своей работе, а пациент может напрямую пожаловаться на нарушение. В новой модели жалоба будет направляться в тот же орган, который финансирует и курирует медучреждение», — говорит Гизитдинов. Эксперт добавил, что на работу независимых страховых компаний в системе ОМС уходит менее 0,9% ее бюджета — и рассчитывать на качественные перемены за счет экономии этих средств нерационально.

По словам руководителя практики «Финансирование здравоохранения» аналитической компании Eqiva Дмитрия Камаева, борьба между сторонниками и противниками СМО продолжается десятилетиями. «Одни считают, что СМО являются «прокладкой» и «двойным передаточным звеном» в бюджетных слоях системы ОМС, другие указывают на то, что страховщиков незаслуженно обделяют полномочиями и что они снимают «головную боль» терфондов по взаимодействию с пациентами. И тем не менее, за последние годы деятельность страховых медорганизаций заметно модернизировалась. Так, ежегодно происходит укрупнение компаний и консолидация вокруг крупных игроков: в 2019 году на рынке работало 34 СМО, к 2024 году осталось только 23. Большинство лиц (132,2 млн человек, или 90,5%) в 2024 году были застрахованы в девяти страховых медицинских организациях и их филиалах, 30% — в «СОГАЗ-Мед», — отмечает Камаев.

Он указывает, что за последние годы система уже неоднократно проходила этапы централизации, — например, когда с 2021 года функции финансирования и контроля федеральных медорганизаций были переданы ФФОМС, и подобные реформы, по словам эксперта, не обходились без сбоев. «Резкий перевод функций от страховщиков к фондам уже приводил к задержкам оплат и проверок, а значит, к рискам снижения доступности медицинской помощи. Этот опыт показывает, что потенциальное перераспределение полномочий требует серьезной технической и юридической подготовки», — констатирует Дмитрий Камаев.

 
  • Теги
    медицинская страховка страховка
  • Назад
    Сверху Снизу