В 2019 Россия попала под пристальное внимание FATF (Financial Action Task Force — группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег).
Рекомендовали контролировать обналичку с использованием классической транзитной схемы или исполнительных документов и обналичку через криптовалюту.
В 2020 году по объективным пандемическим причинам работа по этим направлениям была приостановлена, но в 2021 возобновилась и теперь идёт ударными темпами.
Что мы имеем на сегодня и чего ждать в ближайшей перспективе?
1) Установление реальных бенефициаров транзитной операции
Банки не только получили дополнительные обязанности перед регулятором и Росфинмониторингом, но и фактически наделены полномочиями, аналогичными полномочиям оперативных сотрудников правоохранительных органов.
Отметим, что при обнаружении признаков транзита банк сначала предложит клиенту не работать с неблагонадёжным контрагентом или откажет в проведении операции, а уже потом заблокирует счёт со всеми вытекающими последствиями.
При наличии серьёзных сомнений — банки должны передавать информацию в правоохранительные органы. Но на сегодняшний день обмен информацией между ними и правоохранительными органами не отлажен, поэтому всё, что могут сделать банки — это заблокировать счёт.
2) Проверка реальности операций, совершаемых на основании нотариально удостоверенных или судебных документов
Банки должны внимательнее проверять документы, удостоверенные нотариусами. В частности, под сомнение ставится реальность обязательств между должниками и кредиторами, которая удостоверена нотариусами.
Нотариусов, готовых работать по серым лекалам становится всё меньше, но даже работая по белым лекалам, не следует забывать про нотариальный тариф — процент от сделок.
Стоит отметить, что исполнительная надпись нотариуса имеет статус исполнительного документа, а отказ банка проводить операцию по исполнительному документу наказывается штрафом. Из чего следует, что в целом этот инструмент получения кэша ещё долго будет интересен обнальщикам. Для покупателей кэша вопрос будет в его цене, к которой добавляется нотариальный тариф.
Аналогично нотариальным схемам складывается и ситуация с обналичиванием через судебные акты или через судебных приставов.
3) Контроль в отношении операций цифровых децентрализованных финансовых активов (криптовалюты)
С момента принятия поправок о цифровых правах и закона о цифровых финансовых активах банки должны начать разработку и внедрение систем блокчейн-комплаенса в отношении операций с криптовалютами. Однако, на данный момент еще не создана инфраструктура для операторов информационных систем, выпускающих цифровые финансовые активы, поэтому внедрение таких систем на паузе.
Отдельно заметим, ключевым в этой инфраструктуре должен быть реестр блокчейн-платформ, который по состоянию на сегодняшний день так и не создан. Пока такого реестра нет, нет повода для переживаний. Когда он появится, следует ожидать появления и номинальных операторов информационных систем, обслуживающих обнальные площадки.
FATF не зря выделил обналичку через исполнительные документы и криптовалюту: очевидно, что обналичивание с использованием транзитной схемы ещё долго будет жить, а вот использование таких инструментов, как нотариальное удостоверение документов или мнимые долги легко сделать проблематичным.
На практике проблемы уже возникают. При рассмотрении арбитражных споров бывают ситуации, когда суд привлекал Росфинмониторинг в качестве третьего лица и потом отказывал во взыскании виртуальной задолженности.
Вывод можно сделать один: пока это только середина глобальных коренных изменений в борьбе с обналичиванием, нас ожидает ещё огромное количество изменений, и к ним пора готовиться.
Рекомендовали контролировать обналичку с использованием классической транзитной схемы или исполнительных документов и обналичку через криптовалюту.
В 2020 году по объективным пандемическим причинам работа по этим направлениям была приостановлена, но в 2021 возобновилась и теперь идёт ударными темпами.
Что мы имеем на сегодня и чего ждать в ближайшей перспективе?
1) Установление реальных бенефициаров транзитной операции
Банки не только получили дополнительные обязанности перед регулятором и Росфинмониторингом, но и фактически наделены полномочиями, аналогичными полномочиям оперативных сотрудников правоохранительных органов.
Отметим, что при обнаружении признаков транзита банк сначала предложит клиенту не работать с неблагонадёжным контрагентом или откажет в проведении операции, а уже потом заблокирует счёт со всеми вытекающими последствиями.

2) Проверка реальности операций, совершаемых на основании нотариально удостоверенных или судебных документов
Банки должны внимательнее проверять документы, удостоверенные нотариусами. В частности, под сомнение ставится реальность обязательств между должниками и кредиторами, которая удостоверена нотариусами.
Напомним, что в конце 2020 года вступил в силу 480-ФЗ, согласно которому реальность таких обязательств должны проверять и сами нотариусы.
Нотариусов, готовых работать по серым лекалам становится всё меньше, но даже работая по белым лекалам, не следует забывать про нотариальный тариф — процент от сделок.
Стоит отметить, что исполнительная надпись нотариуса имеет статус исполнительного документа, а отказ банка проводить операцию по исполнительному документу наказывается штрафом. Из чего следует, что в целом этот инструмент получения кэша ещё долго будет интересен обнальщикам. Для покупателей кэша вопрос будет в его цене, к которой добавляется нотариальный тариф.

3) Контроль в отношении операций цифровых децентрализованных финансовых активов (криптовалюты)
С момента принятия поправок о цифровых правах и закона о цифровых финансовых активах банки должны начать разработку и внедрение систем блокчейн-комплаенса в отношении операций с криптовалютами. Однако, на данный момент еще не создана инфраструктура для операторов информационных систем, выпускающих цифровые финансовые активы, поэтому внедрение таких систем на паузе.

Любые способы обналичивания чреваты рисками для сторон. Рисков много, от банального «кидка» до блокировки счёта, но главный риск — быть пойманным.
FATF не зря выделил обналичку через исполнительные документы и криптовалюту: очевидно, что обналичивание с использованием транзитной схемы ещё долго будет жить, а вот использование таких инструментов, как нотариальное удостоверение документов или мнимые долги легко сделать проблематичным.
На практике проблемы уже возникают. При рассмотрении арбитражных споров бывают ситуации, когда суд привлекал Росфинмониторинг в качестве третьего лица и потом отказывал во взыскании виртуальной задолженности.
Вывод можно сделать один: пока это только середина глобальных коренных изменений в борьбе с обналичиванием, нас ожидает ещё огромное количество изменений, и к ним пора готовиться.