Новости В России хотят вернуть порядок получения прав без автошкол

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Ветеран пробива
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
59.813
Репутация
64.270
Реакции
292.035
USD
0
Самостоятельную подготовку к экзаменам на водительское удостоверение предлагается вернуть в России после 12-летнего перерыва. Письмо об этом в адрес премьера Михаила Мишустина направил Национальный автомобильный союз. Общественники считают, что возвращение экстерната сделает «права» более доступными для молодежи и улучшит качество обучения. Но, с другой стороны, такая мера оставит курсантов во время уроков наедине с инструктором, а на экзамене — с инспектором.

Сдавать водительские экзамены вне «потока» автошкол в России запретили с ноября 2013 года. Тогда законодатели вместе с частью экспертного сообщества приветствовали эту меру: она пресекала распространенную коррупционную схему, когда «права» можно было просто купить, вообще не обучаясь, сдав экзамены экстерном. Логика запрета была простая: раз уж придется ходить в автошколу — хоть чему-то да научишься, даже если (о, пережитки!) при сдаче придется подмазать инспектора.
За прошедшие с тех пор годы, однако, ситуация не то чтобы оздоровилась. Напротив, сдать на «права» стало труднее. По итогам 2024 года, с первого раза сдали теорию 38% выпускников автошкол, а практический экзамен (площадка и город) без пересдачи осилила всего четверть претендентов на водительское удостоверение.
Именно на эту официальную статистику ГИБДД опирается в своей аргументации Национальный автомобильный союз. Общественники в письме Мишустину указывают на слабую подготовку преподавателей и незаинтересованность руководства автошкол в успехах учеников.
— Мы хотим разрушить коррупционную ловушку, которая сформировалась вокруг автошкол, — пояснил «МК» вице-президент НАС Антон Шапарин. — Сейчас мы имеем противоестественную связь: госструктура в лице экзаменационных подразделений ГИБДД использует для приема экзаменов автомобили, предоставленные автошколами. Взамен школы, конечно, могут просить для себя некоторые преференции.
Кроме того, по словам Шапарина, за годы монополии цены на обучение в автошколах взлетели в космос, делая получение водительского удостоверения фактически недоступным. «Автошколы сейчас не просто дают некачественное образование — они вообще не дают практически никакого, даже не могут натаскать на сдачу экзамена, не говоря о собственно обучении вождению».
Что, собственно, предлагается: разрешить официально работать лицензированным частным инструкторам, подготовка у которых будет достаточной для сдачи экзамена напрямую в ГИБДД. И к каждому из инструкторов привязать рейтинг, отзывы и всю остальную привычную по электронным платформам обвязку. Чтобы потенциальные ученики знали, к кому идут тренироваться крутить баранку. Потому что при автошкольной системе договор, как правило, не гарантирует конкретного инструктора — можешь попасть совсем не к тому, о ком мечталось.
— Неопрятный дядька в вытянутых трениках и засаленной куртке, — описывает одного из инструкторов москвичка Алена, сдавшая на «права» в 2023 году. — У нас его все в группе ненавидели, особенно девушки. Потому что курил как паровоз, мат через слово, казарменные шуточки...
Поразительно, конечно: типаж автоинструктора, хорошо знакомый тем, кто получал права в 90-е и 2000-е, оказывается, воспроизводится и двадцать лет спустя!
— С одной стороны, идея неплохая, я смог бы, как это было и раньше, работать от своего имени и за счет, как говорится, личного бренда, — отмечает московский автоинструктор Геннадий Байков. — Но есть и недостаток, причем крупный: на частных инструкторов навалят груз отчетности, лицензионных требований, бухгалтерии. Госуслуги это всё, конечно, облегчают, но работать на автошколу все равно многим будет проще, чем на себя. Возможно, те, кто имеет хорошую репутацию, уйдут в свободное плавание, а начинающие останутся в школах.
Скорее всего, система подготовки водителей переживет некоторое «социальное расслоение», прогнозирует специалист по вторичному авторынку Алексей Островский. Если монополия автошкол будет отменена, инструкторы-частники (как, впрочем, и оставшиеся в строю школы) четко разделятся по классам. В «экономе» останутся «дешевые и сердитые» персонажи вроде вышеописанных, а чем лучше процент сдачи в ГИБДД и приятнее манеры (это видно по отзывам) — тем будет дороже.
Но вот в чем сходятся и эксперты, и инструкторы, так это в том, что экстернат следовало бы разрешить при сдаче на открытие новых категорий. То есть, скажем, водителя, уже имеющего «права» категории «В», при обучении на «С» или «А» вовсе необязательно прогонять через автошколу — многие вполне способны подготовиться самостоятельно.
Хотя, конечно, благоразумные водители и в этом случае не будут садиться за руль, скажем, мотоцикла, не взяв хотя бы базовые уроки езды «верхом». Но то — благоразумные, а так ли много их в нашей нынешней реальности? Именно поэтому, возможно, правительство и не решится на подобную реформу. Мало ли, отменишь автошкольную монополию, а аварийность среди молодых водителей еще вырастет. И кто тогда будет отвечать?







 
  • Теги
    автошколы
  • Назад
    Сверху Снизу