«Вы точно его видели, но знаете ли вы, кто это?»: история человека, который создавал советское кино из тишины...⁠

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Ветеран пробива
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
61.151
Репутация
64.440
Реакции
294.805
USDT
0
Владимир Терентьевич Кашпур (26 октября 1926, с. Северка, Сибирский край — 17 октября 2009, Москва)

Владимир Терентьевич Кашпур (26 октября 1926, с. Северка, Сибирский край — 17 октября 2009, Москва)



Знаете, есть такие актеры. Их не всегда помнят по имени, но стоит их увидеть — и забыть лицо уже невозможно. Они не претендуют на главные роли, не гонятся за славой. Они просто живут в кадре — настолько честно и узнаваемо, что кажется, будто это не герой фильма, а твой сосед, дед или старый товарищ.



Для меня Владимир Кашпур — именно такой. Актер, ставший голосом самой жизни в советском кино.




Владимир Терентьевич Кашпур

Владимир Терентьевич Кашпур



Он сыграл больше 130 ролей, и каждая — это не «отработал смену», а оставил частичку души. Его рабочие, солдаты, шоферы — всегда будто сняты скрытой камерой. В них нет ни капли фальши. Мне всегда было интересно: как он это делал? Думаю, секрет в уважении. Он уважал каждого своего персонажа, даже самого незначительного.




Владимир Кашпур в молодости (кадр из фильма «Баллада о солдате»)

Владимир Кашпур в молодости (кадр из фильма «Баллада о солдате»)



Надел пиджак — и ты уже веришь, что он в нем проработал двадцать лет. Сел за руль грузовика — и видно, что он знает каждый стук мотора. Это высший пилотаж, сродни мастерству Ефремова: когда главное происходит не в словах, а во взгляде, в паузе, в молчаливом проживании момента.




В роли Фадеича в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего…», 1987 год

В роли Фадеича в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего…», 1987 год



Его собственная жизнь — готовый сценарий о судьбе. Родом из глухого алтайского села, где жизнь была суровой школой. Рвался на фронт мальчишкой, но война распорядилась иначе — стал штурманом. Это, конечно, не боевые вылеты, но я уверен, что эта глава закалила в нем ту самую «окопную» правду, которую он потом нес на сцену и на экран.




Военный штурман Владимир Кашпур, 1940-е годы

Военный штурман Владимир Кашпур, 1940-е годы



А в кино он пришел... почти случайно. Из-за проблем со зрением пришлось искать новую дорогу. И он нашел — в своей давней, тихой мечте. Так и начался этот удивительный путь: от самодеятельности до Школы-студии МХАТ, где его судьба пересеклась с Евгением Евстигнеевым.



Их дружба — это отдельная сага о верности и творческом братстве, которая вела их от «Современника» до МХТ им. Чехова. Он никогда не изменял театру, это был его дом.




Народный артист РФ Владимир Кашпур в роли Фирса в спектакле «Вишневый сад» в МХТ им. А.Чехова

Народный артист РФ Владимир Кашпур в роли Фирса в спектакле «Вишневый сад» в МХТ им. А.Чехова



Я всегда считал, что великий актер — это не обязательно тот, кто выходит на авансцену. Чаще — тот, кто создает вокруг главных героев настоящий, дышащий мир. Кашпур был гением этой «фоновой», но такой важной реальности.




Владимир Кашпур в роли Валентина Петровича Тяпкина в фильме «Сволочи»

Владимир Кашпур в роли Валентина Петровича Тяпкина в фильме «Сволочи»



Вспомните его в «Прыжке на заре» или в драме «В трудный час». Он появляется ненадолго, но после его ухода кадр еще долго хранит его тепло и подлинность. Это как в работах Резо Габриадзе — каждая деталь становится драгоценностью.




Кадр из фильма «Прыжок на заре», 1961 год

Кадр из фильма «Прыжок на заре», 1961 год



И при всем этом — абсолютная, редкая скромность. Он не давал интервью, не блистал на светских раутах. Его стихия была в работе и в семье. Его многолетний брак с женой Людмилой — это тихая история преданности, а ее уход стал для него раной, которая так и не затянулась.




Владимир Кашпур в последние годы (кадр из сериала «Штрафбат»)

Владимир Кашпур в последние годы (кадр из сериала «Штрафбат»)



Парадокс Владимира Кашпура заключался в том, что человек, который не рвался быть звездой, стал ею — не на афишах, а в памяти тех, кто видел его фильмы. Он не играл героев — он напоминал нам о нас самих.




Кадр из фильма

Кадр из фильма



Если захочется ощутить это — посмотрите «Балладу о солдате» или «В трудный час».







Источник
 
Назад
Сверху Снизу