«Заблокировано»: инструкция, как спасти международный платеж

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Ветеран пробива
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
58.608
Репутация
64.270
Реакции
286.950
USD
0
Международные банковские переводы — настоящее искусство в современном мире санкций, растущего комплаенса и отсутствия толерантности ко всему подозрительному.

В теории трансакции кажутся простым процессом: отправил деньги поставщику за границу, приложил стандартные документы, подождал — и средства зачислили на счет. Но на деле перевод могут заблокировать на любом из этапов.
В статье подробно разберем всю цепочку действий, которые стоит предпринять, если платеж попал под блокировку.

Где может застрять перевод​


Международный перевод могут заблокировать на любом из трех этапов: в банке-отправителе, банке-корреспонденте и банке-получателе.

Блокировка на стороне банка-отправителя​


Первая точка контроля — банк, откуда уходят деньги. Его главная задача — вычислить нарушения санкционных режимов и требований финансового мониторинга. Поэтому даже если на первый взгляд все «чисто», банк может задержать платеж по любой из следующих причин.
  • Имеются признаки незаконной деятельности:
    • возникли подозрения в отмывании средств или финансировании терроризма;
    • платеж не соответствует характеру деятельности клиента;
    • необычная сумма или структура транзакции (например, дробление платежей, транзитные переводы, чрезмерно крупные операции);
    • отсутствует экономический смысл сделки.
  • Неполный или некорректный пакет документов:
    • отсутствуют документы, подтверждающие законность операции (договоры, акты, счета-фактуры);
    • предоставленные документы содержат ошибки или противоречия.
  • Сомнительный контрагент:
    • контрагент включен в санкционные списки;
    • зарегистрирован в юрисдикции с повышенным риском (например, в странах «черного списках» ФАТФ);
    • имеет признаки фирмы-однодневки;
    • по контрагенту ранее зафиксированы подозрительные операции.
  • Санкционные ограничения:
    • совершаемый платеж приводит к нарушению международных или национальных санкций;
    • в цепочке расчета участвуют лица или банки, находящиеся в санкционных списках.
  • Ошибки или некорректное оформление платежного поручения:
    • некорректно указаны реквизиты получателя;
    • ошибки в назначении платежа;
    • несоответствие заявленной суммы фактической.
Если коротко — в случаях, когда платеж выглядит нестандартным или рискованным для банка-отправителя, он просто не пройдет дальше.

Блокировка у банка-корреспондента​


Следующий «фильтр» — банк-корреспондент. Его комплаенс-служба смотрит не только на санкции, но и на репутацию всех сторон перевода, их участие в подозрительных платежах ранее.
Заблокировать перевод могут, если:
  • у получателя или отправителя отрицательная банковская репутация;
  • «след» платежей указывает на юрисдикции, находящиеся в санкционных или «серых» списках;
  • профиль компании не соответствует характеру перевода.
Важно: банк-корреспондент не обязан напрямую информировать о причинах блокировки ни отправителя, ни даже банк, откуда переведены деньги.
Обычно банк-корреспондент запрашивает у банка-отправителя дополнительные сведения: источники средств, назначение платежа, юридические и транспортные документы.

Банк-получатель тоже блокирует платежи​


Банк-получатель блокирует платежи редко, но все же такое может происходить. Причины могут быть разными.
  • Подозрение на отмывание денег или финансирование терроризма:
    • платеж не соответствует характеру деятельности получателя;
    • сумма значительно превышает стандартные получения;
    • платеж поступил от компании с сомнительной репутацией или из офшорной зоны;
    • есть информация о связи отправителя или получателя с террористической деятельностью или санкционными странами.
  • Несоответствие платежных реквизитов:
    • ошибки в назначении платежа;
    • несовпадение имени получателя с указанными реквизитами;
    • платеж поступил по закрытому или заблокированному счету.
  • Официальный запрос от регуляторов или правоохранительных органов (например, если по одной из сторон сделки ведется расследование).
  • Нарушение условий договора или внутренних ограничений банка:
    • превышены лимиты на входящие платежи;
    • банк ввел ограничения по конкретным видам операций.

Что делать, если перевод заблокирован: пошаговая инструкция​


1. Определить, где произошла блокировка​


Если перевод заблокировали в банке-отправителе — скорее всего, придет уведомление и запрос документов:
  • цель перевода;
  • договор;
  • инвойс;
  • прочие документы.
Предоставить документы нужно четко и быстро в том порядке, в котором их запросили.
Если платеж ушел и «застрял» у банка-корреспондента — детали может сообщить только банк-отправитель.

2. Контактировать с банковским менеджером​


Необходимо запросить статус перевода через личного менеджера или горячую линию банка и уточнить, требуются ли дополнительные документы.
Если информация не поступает в течение нескольких дней, следует повторить запрос (на практике лучше заложить пару рабочих дней на ответы).

3. Собрать и направить документы​


Чаще всего банки просят:
  • договор купли-продажи или на оказание услуг;
  • инвойс;
  • транспортные документы (коносаменты, CMR-накладные, авианакладные — в зависимости от вида транспорта);
  • дополнительные подтверждения (отчеты о выполненных работах, ваучеры — для туризма);
  • в отдельных случаях — личную переписку, подтверждение знакомства с контрагентом, фото с выставок, бейджи и другое.
Документы, направляемые отправителем и получателем, должны совпадать по содержанию и деталям! Любое несоответствие вызовет новые вопросы, а платеж могут «заморозить» еще дольше или вовсе не пропустить его.
Важно помнить: банк имеет право требовать любые документы, подтверждающие законность операции. Этот пункт указывают в договоре при открытии счета.

4. Соблюдать сроки​


Обычно на предоставление документов банк отводит 2-3 рабочих дня. Иногда чуть больше, иногда меньше — зависит от конкретного банка.
Если документы не предоставить:
  • платеж точно не разблокируют;
  • банк может дополнительно заморозить и сам счет.

5. Дальнейшие действия в сложных случаях​


Если банк не отвечает, запрашивать статусы необходимо повторно. Если и после этого ответа не последовало — стоит обратиться к юристу по месту регистрации банка и направить претензию.
В исключительных случаях (если банк отказывается взаимодействовать, а средства и счет заблокированы) необходимо обратиться в полицию. Скорее всего, разбираться в сложившейся ситуации придется через суд по месту регистрации банка.

Репутация клиента и его история влияют на судьбу платежа​


Банки значительно лояльнее относятся к тем, с кем у них долгосрочные прозрачные отношения — особенно если регулярные транзакции уже проверялись и не вызвали вопросов ранее. Новый клиент, который сразу отправляет нестандартный платеж, автоматически попадает в «красную зону» и проходит через все круги проверки.

Страны и сферы «группы риска»​


Невозможно провести платежи в Северную Корею, Иран, Судан, другие страны из санкционных списков (список FATF). В остальных случаях успех перевода зависит от совокупности факторов:
  • юрисдикция партнера;
  • банк-получатель;
  • характер сделки;
  • вид товара/услуги;
  • статус клиента.
Особенно часто задерживают переводы на поставку сложного оборудования и техники, по услугам с нетипичными (для заявленных сфер) суммами, в адрес новых компаний из «серых» стран.

Стоит ли привлекать платежных агентов и сторонних экспертов​


Если вопрос только в подготовке документов — лучше ориентироваться на своего юриста и бухгалтера, которые знают детали бизнеса.
Однако если вы не уверены в своих силах и возможностях своей команды, снизить риски блокировок или разобраться в сложных ситуациях помогут профессионалы — платежные агенты. Они знают, как грамотно выстроить «легенду» сделки, как минимизировать вопросы от банка и, если возник блок, умеют правильно реагировать и выстраивать коммуникации. Внятная экспертиза и опыт работы с банками-корреспондентами — серьезное преимущество.
Важно: если кто-то обещает стопроцентное прохождение переводов в сложных случаях — это почти всегда обман.
Если банк игнорирует ваши обращения, а деньги заблокированы без объяснения на длительный срок, обязательно стоит привлечь местных юристов (по месту нахождения банка).

Что делать, чтобы не попасть под блокировку и быстро решать проблемы​


Стоит соблюдать правила банковских переводов и быть готовым к любым вопросам от банков:
  • заранее готовить понятную историю для каждой сделки и проконсультироваться с юристом;
  • следить за репутацией своего бизнеса и избегать стран и сделок, которые вызывают подозрения у банков;
  • подавать идентичные документы вашему банку и банку-получателю (заранее их согласовывая);
  • выстроить личный контакт с менеджером вашего банка, чтобы получать всю актуальную информацию мгновенно;
  • в сложных случаях работать вместе с компетентным платежным агентом с надежной репутацией.

Заключение​


Сегодня при международных банковских переводах соблюдение всех правил и прозрачность истории — не просто формальность, а обязательное условие прохождения трансакции. Не стоит пренебрегать формальными деталями — лучше держать связь с банком, не тянуть с подачей документов и вовремя обращаться за экспертной помощью, если ситуация выходит из-под контроля.








 
  • Теги
    международный платеж
  • Назад
    Сверху Снизу